The Art Newspaper Russia
Поиск

Минин и Пожарский опять собирают народные пожертвования

Государственный исторический музей (ГИМ) объявляет о начале кампании по сбору средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому

Деньги на реставрацию экспонатов музеи, конечно, собирали и раньше, но далеко не в таких масштабах: на восстановление работы скульп­тора Ивана Мартоса (1754–1835) потребуется около 46 млн руб. Для сравнения: стоимость монумента князю Владимиру, установленного недавно на Боровицкой площади по инициативе Российского военно-исторического общества, составила порядка 150 млн руб.

Памятник Минину и Пожарскому возводился на народные средства. В 1808 году жители Нижегородской губернии, родины Кузьмы Минина, заявили о желании увековечить гражданский подвиг земляка в Нижнем Новгороде и обратились за одобрением к императору Александру I. 

Идея витала в воздухе. Еще в 1803 году писатель Василий Попугаев предлагал создать монумент Минину и Пожарскому Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств, где состоял и Мартос, который начал работу над проектом. В одной из первых версий композиции предполагалось, что и Минин и Пожарский будут стоять, но ее пришлось изменить: представителей разных сословий негоже было изображать одинаково. Уже в 1804 году Мартос подготовил первую скульптурную модель, однако тогда памятник не получил воплощения, так как в правительстве посчитали, что собрать средства будет сложно.

Только спустя четыре года, благодаря нижегородцам, определившим «от достояний своих некоторую сумму», состоялся сбор. Император замысел одобрил, и в конце того же года в Академии художеств прошел конкурс на проект монумента. Победил Иван Мартос. В начале 1809-го была объявлена всенародная подписка, гравюру с изображением знакомой нам скульптуры напечатали большим тиражом и разослали по стране, чтобы все могли составить представление о том, на что жертвуют средства. Сам государь тоже принял участие в сборе — его имя значилось в числе подписавшихся. 

По смете Мартоса на монумент требовалось 150 тыс. руб., и к 1811 году из них собрали 136 тыс. Памятник решили установить в Москве — на этом настоял автор, — а в Нижнем Новгороде ограничились обелиском (только в 2005 году стараниями Зураба Церетели в городе появилась уменьшенная копия московской скульптуры). Работа над памятником Минину и Пожарскому шла в разгар Отечественной войны 1812 года, и в глазах современников он стал напоминанием не только о сохранении русской государственности силами народного ополчения в XVII веке, но и символом победы над Наполеоном, немалую роль в которой сыграло партизанское движение. Монумент торжественно открыли 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I. 

Бронзовые Минин и Пожарский стояли в середине Красной площади рядом с Верхними торговыми рядами — прямо напротив Кремля. На нынешнее место у Покровского собора статую перенесли в 1931 году. По официальной версии она мешала проходу участников парадов и демонстраций, по одной из альтернативных — возведенный в 1924 году Мавзолей Ленина полностью разрушал логику расположения памятника. 

В апреле этого года монументу исполнилось 200 лет. Юбилей он отмечал уже в качестве экспоната Государственного исторического музея, которому Минина и Пожарского передали на баланс в 2016 году. По словам Ольги Стригун, главного архитектора музея, за все годы существования памятник ни разу капитально не реставрировали. До наших дней он дошел с целым рядом проблем, причем основу главной из них непреднамеренно заложили еще при его создании. 

Дело в том, что литейщик Василий Екимов (1758–1837) отливал скульп­турную группу не по частям, как это было принято делать раньше, а целиком по выплавляемой восковой модели. Для этого использовалась технология, по которой восковую модель в полную величину обмазывали специальной смесью, содержащей толченый кирпич. Смесь застывала, после чего воск вытапливался, а на его место заливался металл. При отливке на обратной стороне фигур, полых внутри, остались частицы внутренней формы. «У нас есть опасения, что в местах, где они соприкасаются, очень сильно истончился металл, ведь все это время фрагменты формы набирали влагу и соприкасались с памятником», — рассказала Ольга Стригун. 

Также придется заменить металлические конструкции, на которых стоит памятник: они проржавели и больше не могут держать его вес. Для этого саму скульптурную группу необходимо демонтировать и переместить в мастерскую, где работы могут идти при постоянном температурно-влажностном режиме даже зимой. Если необходимую сумму удастся собрать оперативно, реставрацию можно осуществить в один этап: специалисты будут параллельно работать над статуей и постаментом.

По словам главного архитектора ГИМ, гранитный постамент особого волнения не вызывает: обнаруженные деформации швов легко корректируются. Перед реставраторами будет стоять задача убрать цветник вокруг пьедестала, которого не было изначально (влагу от фундамента обычно как раз отводят). Беспокоят барельефы постамента: сейчас они закреплены не так, как задумывалось. Первоначально с обратной стороны к ним были приварены специальные петли, через которые продевался металлический жгут, и барельефы таким образом удерживали друг друга. Сейчас же они закреплены ненадежно, и посетителям даже ограничили доступ к скульптуре. 

В случае удачного сбора средств восстановление памятника должно занять не более года, однако до этого следует полностью разработать и согласовать с Министерством культуры всю проектную документацию. Реставрацией памятника займется подрядная организация, которую должен определить конкурс с ограниченным участием. 

Материалы по теме
Просмотры: 21206
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
9
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
10
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru