The Art Newspaper Russia
Поиск

Минин и Пожарский опять собирают народные пожертвования

Государственный исторический музей (ГИМ) объявляет о начале кампании по сбору средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому

Деньги на реставрацию экспонатов музеи, конечно, собирали и раньше, но далеко не в таких масштабах: на восстановление работы скульп­тора Ивана Мартоса (1754–1835) потребуется около 46 млн руб. Для сравнения: стоимость монумента князю Владимиру, установленного недавно на Боровицкой площади по инициативе Российского военно-исторического общества, составила порядка 150 млн руб.

Памятник Минину и Пожарскому возводился на народные средства. В 1808 году жители Нижегородской губернии, родины Кузьмы Минина, заявили о желании увековечить гражданский подвиг земляка в Нижнем Новгороде и обратились за одобрением к императору Александру I. 

Идея витала в воздухе. Еще в 1803 году писатель Василий Попугаев предлагал создать монумент Минину и Пожарскому Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств, где состоял и Мартос, который начал работу над проектом. В одной из первых версий композиции предполагалось, что и Минин и Пожарский будут стоять, но ее пришлось изменить: представителей разных сословий негоже было изображать одинаково. Уже в 1804 году Мартос подготовил первую скульптурную модель, однако тогда памятник не получил воплощения, так как в правительстве посчитали, что собрать средства будет сложно.

Только спустя четыре года, благодаря нижегородцам, определившим «от достояний своих некоторую сумму», состоялся сбор. Император замысел одобрил, и в конце того же года в Академии художеств прошел конкурс на проект монумента. Победил Иван Мартос. В начале 1809-го была объявлена всенародная подписка, гравюру с изображением знакомой нам скульптуры напечатали большим тиражом и разослали по стране, чтобы все могли составить представление о том, на что жертвуют средства. Сам государь тоже принял участие в сборе — его имя значилось в числе подписавшихся. 

По смете Мартоса на монумент требовалось 150 тыс. руб., и к 1811 году из них собрали 136 тыс. Памятник решили установить в Москве — на этом настоял автор, — а в Нижнем Новгороде ограничились обелиском (только в 2005 году стараниями Зураба Церетели в городе появилась уменьшенная копия московской скульптуры). Работа над памятником Минину и Пожарскому шла в разгар Отечественной войны 1812 года, и в глазах современников он стал напоминанием не только о сохранении русской государственности силами народного ополчения в XVII веке, но и символом победы над Наполеоном, немалую роль в которой сыграло партизанское движение. Монумент торжественно открыли 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I. 

Бронзовые Минин и Пожарский стояли в середине Красной площади рядом с Верхними торговыми рядами — прямо напротив Кремля. На нынешнее место у Покровского собора статую перенесли в 1931 году. По официальной версии она мешала проходу участников парадов и демонстраций, по одной из альтернативных — возведенный в 1924 году Мавзолей Ленина полностью разрушал логику расположения памятника. 

В апреле этого года монументу исполнилось 200 лет. Юбилей он отмечал уже в качестве экспоната Государственного исторического музея, которому Минина и Пожарского передали на баланс в 2016 году. По словам Ольги Стригун, главного архитектора музея, за все годы существования памятник ни разу капитально не реставрировали. До наших дней он дошел с целым рядом проблем, причем основу главной из них непреднамеренно заложили еще при его создании. 

Дело в том, что литейщик Василий Екимов (1758–1837) отливал скульп­турную группу не по частям, как это было принято делать раньше, а целиком по выплавляемой восковой модели. Для этого использовалась технология, по которой восковую модель в полную величину обмазывали специальной смесью, содержащей толченый кирпич. Смесь застывала, после чего воск вытапливался, а на его место заливался металл. При отливке на обратной стороне фигур, полых внутри, остались частицы внутренней формы. «У нас есть опасения, что в местах, где они соприкасаются, очень сильно истончился металл, ведь все это время фрагменты формы набирали влагу и соприкасались с памятником», — рассказала Ольга Стригун. 

Также придется заменить металлические конструкции, на которых стоит памятник: они проржавели и больше не могут держать его вес. Для этого саму скульптурную группу необходимо демонтировать и переместить в мастерскую, где работы могут идти при постоянном температурно-влажностном режиме даже зимой. Если необходимую сумму удастся собрать оперативно, реставрацию можно осуществить в один этап: специалисты будут параллельно работать над статуей и постаментом.

По словам главного архитектора ГИМ, гранитный постамент особого волнения не вызывает: обнаруженные деформации швов легко корректируются. Перед реставраторами будет стоять задача убрать цветник вокруг пьедестала, которого не было изначально (влагу от фундамента обычно как раз отводят). Беспокоят барельефы постамента: сейчас они закреплены не так, как задумывалось. Первоначально с обратной стороны к ним были приварены специальные петли, через которые продевался металлический жгут, и барельефы таким образом удерживали друг друга. Сейчас же они закреплены ненадежно, и посетителям даже ограничили доступ к скульптуре. 

В случае удачного сбора средств восстановление памятника должно занять не более года, однако до этого следует полностью разработать и согласовать с Министерством культуры всю проектную документацию. Реставрацией памятника займется подрядная организация, которую должен определить конкурс с ограниченным участием. 

Просмотры: 20331
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
5
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
6
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
7
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
8
Бахрушинский музей откроет постоянную экспозицию, посвященную российской эстраде
Среди долгосрочных планов — создание музея эстрады, который может быть открыт в здании нынешнего кинотеатра «Пять звезд».
12 декабря 2018
9
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
10
Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: три века невьянской иконы» открывается в Москве
В Музее русской иконы покажут более 100 икон из екатеринбургского музея «Невьянская икона».
14 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru