18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От истории к теории

№65
Материал из газеты

В энциклопедическом словаре «Основные понятия истории искусства» каждое из упомянутых искусств и практик предстает частным случаем искусства как целого

Читателю неспроста покажется, что название книги ему уже знакомо. Оно — почти прямая цитата (как в первых же строках признается автор) и отсылает нас к знаменитому труду швейцарца Генриха Вёльфлина, от названия которого в русском переводе отличается всего одним словом — «Основные понятия истории искусства». Заменив множественное вёльфлиновское число единственным, создатель этого авторского словаря — теоретик искусства, доктор философских наук Олег Кривцун обращает внимание на всестороннюю теоретическую аналитику предмета исследования. Со времени выхода книги Вёльфлина, впервые изданной в 1915-м, минуло больше века — и сменилось несколько культурных эпох. От первоиздания ее русского перевода (1930) нас тоже отделяет уже почти 90 лет. Однако, похоже, попыток систематизировать в сопоставимых масштабах накопленный художественный опыт с тех пор не предпринималось, по крайней мере на русском языке. Эта — первая. Притом, подобно вёльфлиновской, дерзко единоличная. Автор, разумеется, стоит на плечах гигантов и работает в коллективе единомышленников — в Институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В диалоге с коллегами осуществлена и эта работа — под статьями словаря мы обнаружим множество ссылок на их авторские и коллективные труды.

Кривцун продолжает ту же работу, что и Вёльфлин, — понятийного оснащения новейшего эстетического опыта. Но существенно расширяет поле разговора, притом  что состав его словаря не лишен и избирательности, и неминуемо ей сопутствующей произвольности. Понятно, что словарь отражает личные пристрастия автора, чье внимание сосредоточено главным образом на искусствах изобразительных, несловесных: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, дизайне, фотографии. Речь тут идет не столько о полноте охвата, сколько о том, чтобы подходить к этому неохватному целому с неожиданно разных сторон, беря смысловые пробы на анализ.

Предлагаемая Кривцуном система понятий — открытая, способная разращиваться в разные стороны (при переизданиях и доработках сюда могут входить все новые области) — призвана работать на материале разных искусств и художественных практик, включая и отдельные произведения (статьи «Картина», «Скульптура»), и институты («Музей», «Музей 2.0»), и рефлексию обо всем этом («Критика художественная»). Каждое из упоминаемых искусств и практик предстает здесь частным случаем искусства как целого, пронизанного во всех своих областях универсалиями художественного творчества и восприятия. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+