The Art Newspaper Russia
Поиск

Вышло русское издание книги Джеральдин Норман об отце и сыне — Борисе Борисовиче и Михаиле Борисовиче Пиотровских

Династия директоров Государственного Эрмитажа возникла не только благодаря личным качествам отца и сына Пиотровских, но и в силу многих других обстоятельств

Русское издание книги Джеральдин Норман, журналистки, некогда создавшей в Британии Фонд друзей Эрмитажа, ныне — советника директора этого музея, об отце и сыне — Борисе Борисовиче и Михаиле Борисовиче Пиотровских, занимавших директорский пост в общей сложности более полувека (на сегодня примерно поровну), состоит из 13 новелл. В книге нет строгой хронологии, но есть возвраты и повторы значимых фактов. Скажем, в главе о 250-летней истории Эрмитажа Норман замечает, что Михаил Пиотровский — сторонник авторитарной модели управления, хотя мог выбрать и другой путь. Мысль вброшена, ее развитие последует через несколько глав, ближе к финалу.

В главе о Борисе Пиотровском для нас, читавших про открытие государства Урарту, важен рассказ о его коллегах — погибшем в сталинских застенках Антоне Аджяне и Леоне Гюзаляне, получившем пять лет лагерей. Михаил Пиотровский вспоминает о двух подарках Гюзаляна. Первый — лагерный ватник, в котором он студентом ездил на картошку. Это был, как у мистиков, дар учителя ученику. Еще один подарок — первая в его жизни бритва, Gillette, привезенная Гюзаляном в годы хрущевской оттепели из Лондона, где он читал лекции по приглашению Британского музея. Такие образы точно рисуют жизнь интеллигенции в послевоенное время.

Самого Б. Б., как небезосновательно предполагает Норман, спас от репрессий в начале 1950-х годов тот факт, что его статью об Урарту внимательно читал «вождь всех народов». Другое интересное предположение касается причины увольнения Михаила Артамонова, предшественника Бориса Пиотровского на посту директора Эрмитажа. Популярная версия — он пострадал из-за разрешения провести в служебных помещениях музея выставку неофициальных художников: Михаила Шемякина, Владимира Овчинникова и других, работавших в музее такелажниками. Норман же считает, что свою роль сыграла поддержка им Антонины Изергиной, красавицы, альпинистки, заведующей западноевропейским отделом музея, которая боролась за постоянный показ коллекций Щукина и Морозова.

Глава «Рождение династии» начинается с комментария: когда 19-летний Михаил узнал о возможном согласии отца возглавить Эрмитаж, то объявил, что уйдет из дома. Сочтем его легендой. Но остается фактом, что «Мишины университеты» начинались с походов по закрытым тогда для посторонних Петропавловской крепости и Инженерному замку. Б. Б. посоветовал сыну заняться арабистикой и изучением ислама, потому что из СССР в арабские страны было проще попасть. В 30 лет Михаил Пиотровский преподавал в Йемене историю этой страны. Позднее опубликовал статьи в Малом словаре ислама, культовом двухтомнике «Мифы народов мира», отвечал за историческую часть советско-йеменской комплексной экспедиции АН СССР.

Описание его частных походов по Средней Азии и Кавказу вместе с приятелем Иваном Стеблиным-Каменским, иранистом, скончавшимся в мае 2018 года, пожалуй, интереснее именно русскоязычному читателю, знакомому с советскими реалиями. Равно как и главы, посвященные перестройке и началу нового капитализма. Тогда и произошло назначение Михаила Пиотровского директором Эрмитажа — вероятно, при поддержке Евгения Примакова, в ту пору руководителя Службы внешней разведки.

В 1994 году Михаил Пиотровский создал в Эрмитаже Международный консультативный совет из директоров в отставке крупнейших музеев мира. Совет предложил разместить в Главном штабе не коллекцию прикладного искусства, как предполагалось первоначально, а Анри Матисса и его современников. В 1996-м, незадолго до президентских выборов, Борис Ельцин посетил Эрмитаж — и через несколько месяцев вышел указ об особом статусе музея. Он начал финансироваться отдельной строкой в бюджете, а его директор стал политической фигурой. Впрочем, этот статус надо постоянно подтверждать, что Михаил Борисович успешно и делает.

Норман завершает свою книгу вопросом: «Кто вы, Михаил Пиотровский?» И предлагает собственную версию ответа: «Он и теперь скорее марксист, верящий в идеалы коммунизма, нежели капиталист. И в то же время он — мистик, убежденный в том, что Эрмитаж повелевает им, а не наоборот».

Просмотры: 2482
Популярные материалы
1
Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй
Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным.
08 апреля 2021
2
Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях Кремля
В честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представляют авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту.
09 апреля 2021
3
Джо Викери обещает навести культурные мосты между Россией и миром
Эксперт по русскому искусству Джо Викери рассказала о своей миссии в агентстве Vickery Art и на посту главного редактора Russian Art Focus.
08 апреля 2021
4
Космический мир Марины Федоровой
Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье».
12 апреля 2021
5
У Лувра может смениться глава
Над президентом крупнейшего музея Франции Жан-Люком Мартинесом, контракт которого заканчивается, сгущаются тучи.
07 апреля 2021
6
Коллекция Центра Помпиду отправится на гастроли, пока тот будет закрыт на ремонт
Турне крупнейшего в Европе собрания модернизма и современного искусства, насчитывающего 120 тыс. работ, позволит кураторам сохранить свои рабочие места.
06 апреля 2021
7
12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло
Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке.
07 апреля 2021
8
18 супов восхитили Марину Абрамович
Их рецепты опубликованы в книге «18 супов. Доктор Нонна Бреннер».
08 апреля 2021
9
«Женщина, сидящая у окна» Пикассо выставлена на торги Christie’s за $55 млн
В прошлый раз произведение 1932 года было продано в 2013 году по нижнему эстимейту за $44,8 млн.
08 апреля 2021
10
Бывший доходный дом на Зубовском бульваре начали заселять тенями писателей
Выставкой о Мандельштаме в Москве открылся Музей истории литературы ХХ века.
07 апреля 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru