18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как новые технологии меняют профессию реставратора

№65
Материал из газеты

Медиаискусство ставит перед специалистами все новые задачи, и институции вкладываются в их изучение

Как бы банально это ни звучало, но цифровые технологии действительно изменили все аспекты современного общества, начиная с того, как мы оплачиваем счета, и до работы нашего мозга. Искусство не исключение, и в этом году в США состоялись сразу две выставки, темой которых стали эстетические сдвиги, сопровождающие технический прогресс. В Институте современного искусства (ICA) в Бостоне в мае завершилась выставка «Искусство в век Интернета. С 1989 года до наших дней», посвященная влиянию глобальной сети на искусство, а в экспозиции «Я воспитан на Интернете» (до 14 октября) в Музее современного искусства Чикаго в основном представлено искусство, созданное в третьем тысячелетии. В обоих проектах художники показаны как первопроходцы в мире новых технологий, чье творчество принимает новые формы в ходе эксперимента. Неизбежно возникает вопрос, на который многие институции по-прежнему не могут найти ответ: как музеям не отставать от развития новых технологий?

Один из путей лежит через реставрацию медиаискусства. Эта область существует уже не первое десятилетие, но только недавно она начала привлекать к себе повышенный интерес, удостаиваться финансирования и оформляться в самостоятельную дисциплину.

«В мире существует всего несколько мест, где можно получить специализированное магистерское образование в этой сфере», — говорит Ханнелоре Ремих, профессор Центра реставрации Института изящных искусств при Нью-Йоркском университете. Нынешней осенью под руководством Ремих центр запускает новую магистерскую программу со специализацией по реставрации медиаискусства, по которой будут обучаться по два студента в год. Это первая программа такого рода в США.

Помимо того, Институт изящных искусств предлагает отдельные мастер-классы для специалистов, которые уже работают в этой области. В мае здесь состоялся симпозиум под красноречивым названием «Самое время! Создание новой дисциплины — реставрация медиаискусства». «Мы хотим сформировать рабочую сеть, которая объединит университеты и институции, заинтересованные в том, чтобы черпать информацию из нашей образовательной программы и разрабатывать самостоятельные решения на основе собственных ресурсов», — объясняет Ремих.

«Мы пытаемся выстроить образовательную экосистему», — вторит ей Элисон Гилчрест, координатор программ в Фонде Эндрю У. Меллона. На сегодня фонд уже вложил $5,6 млн в различные инициативы по всему миру, связанные с медиаискусством, в том числе в программу Нью-Йоркского университета, а также в проекты таких институций, как Галерея Тейт в Лондоне, нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) и Чикагский институт искусств. «Главная задача этого гранта — способствовать созданию рабочей сети практикующих специалистов», — поясняет она.

Вопрос возникновения рабочих сетей заботит и Франческу Казадио, которая возглавляет связанную с медиаискусством инициативу Чикагского института искусств. Здесь она занимает пост исполнительного директора по реставрации и научной работе. Казадио подчеркивает, что реставрация медиаискусства — это «междисциплинарная деятельность, упраздняющая иерархии», поскольку работа с искусством такого рода требует сотрудничества сразу нескольких отделов.

Чикагский институт искусств стремится стать для своего региона координационным центром в этой области, как говорит Казадио, «лабораторией идей в сфере реставрации медиаискусства и местом, где происходит взаимный обмен ресурсами». Задача заключается в том, чтобы делиться знаниями за его пределами и «ввести в эту область практику рецензирования работ коллегами из других институций», создав пространство для межинституционального обсуждения «комплексных вопросов». В рамках этой инициативы в конце июня прошел двухдневный симпозиум «Tехнические трудности, возникающие при работе с современным искусством», где была учреждена региональная рабочая сеть, объединяющая специалистов по медиаискусству.

И Казадио и Ремих подчеркивают, что настал переломный момент для этой сферы и важно не только обучать реставраторов, но и рассказывать коллекционерам об особых потребностях таких произведений. «Музеи и частные коллекционеры в восторге от подобного искусства, — говорит Ремих, — но, покупая его, они не имеют ни малейшего представления о том, что делать дальше».

«Нужно заниматься просвещением, повышением информированности, — уверена Казадио. — Когда речь идет о медиаискусстве, дело не ограничивается простой починкой. Важно быть уверенным в том, что через несколько лет произведение по-прежнему можно будет экспонировать и это вдруг не окажется невозможным просто из-за того, что никто вовремя не задался правильными вопросами».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+