18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайский Серебряный век в Москве

№62
Материал из газеты

Более 150 ценнейших произведений декоративно-прикладного искусства эпохи Мин, предпоследней императорской династии Поднебесной, привезут из знаменитого Шанхайского музея, чтобы показать в Музеях Московского Кремля

Справка

Шанхайский музей
Музей древнего искусства Китая

Музей был основан в 1952 году и первоначально располагался в бывшем здании клуба Шанхайского ипподрома, а спустя семь лет переехал в здание бывшего банка. В 1992 году городское управление Шанхая выделило участок земли в самом центре города, на Народной площади. Местный архитектор Синг Тонг спроектировал здание в форме дина — древнего бронзового ритуального сосуда-треножника, образец которого хранится в экспозиции музея. Строительство началось в 1993 году, а 12 октября 1996 года новое здание уже было открыто для публики. Этот уникальный пяти­этажный (плюс два подземных уровня) комплекс высотой 29,5 м имеет общую площадь 39,2 тыс. кв. м. Музей обладает коллекцией из более чем 120 тыс. экспонатов, включая бронзу, керамику, листы каллиграфии, мебель, изделия из нефрита, древние монеты, ширмы, печати, скульптуры, миниатюры и предметы искусства этнических меньшинств (в галерее меньшинств представлены образцы более 700 ремесел). Музей состоит из 11 галерей и 3 выставочных залов. Часть экспонатов считается предметами искусства государственной важности, как, например, одно из трех сохранившихся «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань, чей возраст составляет около 2 тыс. лет.

Еще…

Продолжая многолетний цикл показов сокровищ императорских, царских и королевских дворов мира, Музеи Московского Кремля на этот раз обратили свой взгляд на Восток, а точнее, предложили посмотреть на искусство предпоследней императорской династии Поднебесной — династии Мин (1368–1644). В этом деле Московскому Кремлю помогла одна из главных культурных сокровищниц Китая — Шанхайский музей, который прислал на выставку более 150 экспонатов из своего богатейшего собрания. 

Эпоха сияющей культуры — это понятие, кстати, дважды звучит в названии выставки, поскольку «мин», собственно, и означает «сияющая», — наступила после того, как померкла предыдущая династия, монгольская Юань (1271–1368). Падению империи потомков Чингисхана способствовали не только известное восстание Красных повязок (1351–1368) и деятельность мятежного братства Белого лотоса, но и само хищническое правление монгольских властителей, запустивших и сельское хозяйство страны, и всякого рода ученость и художественность.

Восстанавливать культурный ландшафт «новым китайцам» пришлось с оглядкой на славное прошлое — на достижения мастеров золотых для Китая периодов Тан (618–907) и Сун (960–1279). В первые десятилетия XV века была восстановлена придворная академия живописи, сложился круг «приверженцев древней литературы», в начале XVII века вышел пятый великий роман Китая «Цветы сливы в золотой вазе», в Пекине в постмонгольское время возобновилось издание газеты, появились объемные словари и энциклопедии, без знания которых ни один функционер-неоконфуцианец не смог бы сдать экзамен на следующий по иерархии чин. Отсюда же пошло почитание всего, что связано с ученостью и письмом. Это касалось и изысканных тушечниц из нефрита, и бронзовых сосудов для разведения туши, и костяных подставок для кистей, а также кабинетов, обставленных изящной мебелью из драгоценных пород дерева (как, например, включенное в выставку забавное кресло в форме шапки чиновника, выполненное из железного дерева), словно предвосхищавшей европейское ар-деко. 

Живописцы придворных школ эпохи Мин ориентировались на образцы прошедших времен. Дун Цичан, государственный деятель рубежа XVI–XVII веков, бывший также художником и каллиграфом, с прямотой выразил ретроспективный дух искусства своего времени, написав наставление: «В живописи главное — знакомое. Изображая просторы, нужно подражать Чжао Даняню, для гор и обрывов моделью должен служить Цзян Гуандао. Для общего контура пользуйся способом „растрепанной конопли“ Дун Юаня или стилем точек пейзажей Сяо Сяна. За контуром дерева обратись к Дун Юаню и Чжао Мэнфу. Так как Ли Чэн писал иногда в блеклых зеленых и синих тонах, а иногда простой тушью, ему можно подражать в обоих стилях». То есть для художников стало обязательным умение писать в разных манерах с использованием приемов любого из перечисленных мастеров прошлого. Впрочем, и среди традиционалистов было немало таких талантливых живописцев, как Вэнь Божэнь (в экспозицию будет включен его «Снежный пейзаж»).

В то же время не столь скованными канонами чувствовали себя художники южных школ, например в Сучжоу и провинции Чжэцзян. Порой считавшиеся дилетантами, они были более свободны в выборе тем и образов. В числе лучших из них — У Вэй, писавший мягкие, как бы пропитанные туманами пейзажи, воспроизводящие манеру сунского художника Ся Гуя, мастер спонтанной экспрессивной живописи лирик Сюй Вэй (его работа «Пион, листья банана и камни» будет на выставке), Вэнь Чжэнмин и другие. 

Утонченное искусство «сияющей» династии располагало к коллекционированию. Любители изящного собирали, помимо древностей, шкатулки и сосуды, выполненные в новых техниках резного лака и перегородчатой эмали. 

Эпоха Мин стала вершиной в развитии искусства фарфора нового времени. Его начали поставлять в страны Европы (изготавливались специальные экспортные «парадные» варианты керамики, соответствовавшие вкусам европейцев), прежде всего в Голландию. Центрами изготовления фарфора были фабрики юга страны — Цзиндэчженя и Дэхуа. Там наладили производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов («саньцай») или подглазурной синей росписью, которую потом покрывала надглазурная роспись зеленым, желтым и красным («доуцай» — стиль «борьбы цветов»). Известнейшим мастером этого периода был Хэ Чаоцзун, прославивишийся изготовлением белых фарфоровых статуэток. В целом производство «белого золота» отличалось большим разнообразием.

С использованием техники поливной глазури был выполнен набор статуэток «Почетный эскорт». Вереница из 66 фарфоровых фигурок, изображающих конных и пеших воинов, ученых, сановников, чиновников и музыкантов, была обнаружена в одном из захоронений некоей персоны, предположительно имевшей отношение к императорской фамилии. Миниатюрная кавалькада, бывшая атрибутом заупокойного культа, станет на выставке «Династия Мин» свое­образным социальным и культурным лексиконом эпохи. 

Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
17 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+