The Art Newspaper Russia
Поиск

Национальный музей в Кракове просят провести антифашистскую выставку

Художники, искусствоведы и кураторы призывают выступить против расцвета в Польше крайне правых идей и показать, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию и авторитаризму

Более 500 польских искусствоведов, кураторов и художников обратились к директору и заместителю директора Национального музея в Кракове с просьбой выступить против расцвета в стране крайне правого национализма, организовав большую международную выставку, обличающую фашизм.

«В свете участившихся нападений на людей с другим цветом кожи и полного нивелирования прав меньшинств Национальный музей в Кракове должен возложить на себя важную миссию, — говорится в открытом письме. — Вам представилась возможность сыграть ключевую роль в просвещении польского общества».

В письме предлагается организовать выставку, показывающую, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию, войне и авторитаризму. «Гойя, Делакруа, а позже и классические модернисты, такие как Георг Гросс, Пабло Пикассо и Анджей Врублевский, многие из которых сами пережили ужасы войны, в своем творчестве обращались к проблемам ксенофобии и расовой нетерпимости», — говорится в письме. Один из его авторов, историк искусства Павел Брожинский, считает, что партнерами выставки могут стать Центр искусств королевы Софии в Мадриде с его коллекцией работ, посвященных гражданской войне в Испании, и Тейт в Лондоне, где хранятся сатирические антифашистские фотомонтажи и плакаты Джона Хартфилда.

По словам Брожинского, основанием для этой инициативы послужило широкое распространение в Польше крайне правых идей. «Это происходит во всех областях: не только в политике, но и в культуре и шоу-бизнесе, — говорит он, ссылаясь на растущую популярность так называемых брендов патриотической одежды, которые присвоили символы Армии Крайовой, оказывавшей сопротивление нацистской оккупации во время Второй мировой вой­ны. — Это не имеет ничего общего с патриотизмом, а больше похоже на национализм — в самом плохом смысле слова». 

Сейчас в Польше уверенно набирает силу ультраправый национализм. В 2015 году к власти пришла популистская партия «Право и справедливость» (PiS). Утверждается она силой, закручивая гайки в отношении прессы, свободы слова и судебной системы. Призывы вспомнить о «польской гордости» способствовали нездоровому политическому климату и вспышкам ксенофобии, достигшим пика в ноябре прошлого года, когда правые националисты провели в Варшаве митинг, собравший более 60 тыс. человек.

Правительство также пытается переписать историю Польши. Стремясь «перезагрузить» национальный менталитет, власти намерены уничтожить все остатки польской коммунистической истории и любые предположения о том, что поляки были замешаны в холокосте. В феврале президент Польши Анджей Дуда подписал поправки к закону об Институте национальной памяти, предусматривающие уголовную ответственность за публичное обвинение поляков в пособничестве нацистской Германии. Как указывает правительство, закон, подвергшийся критике со стороны США и Израиля, гарантирует признание за Польшей статуса жертвы во Второй мировой войне.

Национальный музей в Кракове, которому адресовано открытое письмо, недавно проводил выставку под названием #heritage, которая также послужила этому политическому проекту. Организованная заместителем директора музея Анджеем Щерским, одним из адресатов открытого письма и братом Кшиштофа Щерского, главы кабинета президента Польши, #heritage осветила несколько глав истории страны, рассказанной через экспонаты из коллекции музея. Значок хештега в названии выставки подчеркивал необходимость «открытой дискуссии о нашем культурном наследии» и «пересмотра исторических событий», говорится на сайте музея. Однако экспозиция подверглась резкой критике именно за узкое представление польской истории и преднамеренный пропуск ее темных глав. «Это пример традиционной формы музеологического обмана, где пропаганда замаскирована под объективность», — написала в своей статье о выставке историк искусства Эрика Лерер.

Брожинский рассматривает большую антифашистскую выставку в краковском музее, о которой говорится в письме, как возможность для музея вновь участвовать в открытых политических дискуссиях. «Мы воззвали к музею и его руководству, чтобы провести черту между консервативным национализмом и крайне правым экстремизмом, — говорит он. — Если они не видят между ними разницы, то этот музей станет просто местом для официальной пропаганды».

Просмотры: 1791
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
5
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
6
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
7
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
8
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
9
Второе открытие Африки
Открытие после реконструкции Королевского музея Центральной Африки в бельгийском Тервюрене проходит на пике интереса к искусству этого континента.
10 декабря 2018
10
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru