The Art Newspaper Russia
Поиск

Национальный музей в Кракове просят провести антифашистскую выставку

Художники, искусствоведы и кураторы призывают выступить против расцвета в Польше крайне правых идей и показать, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию и авторитаризму

Более 500 польских искусствоведов, кураторов и художников обратились к директору и заместителю директора Национального музея в Кракове с просьбой выступить против расцвета в стране крайне правого национализма, организовав большую международную выставку, обличающую фашизм.

«В свете участившихся нападений на людей с другим цветом кожи и полного нивелирования прав меньшинств Национальный музей в Кракове должен возложить на себя важную миссию, — говорится в открытом письме. — Вам представилась возможность сыграть ключевую роль в просвещении польского общества».

В письме предлагается организовать выставку, показывающую, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию, войне и авторитаризму. «Гойя, Делакруа, а позже и классические модернисты, такие как Георг Гросс, Пабло Пикассо и Анджей Врублевский, многие из которых сами пережили ужасы войны, в своем творчестве обращались к проблемам ксенофобии и расовой нетерпимости», — говорится в письме. Один из его авторов, историк искусства Павел Брожинский, считает, что партнерами выставки могут стать Центр искусств королевы Софии в Мадриде с его коллекцией работ, посвященных гражданской войне в Испании, и Тейт в Лондоне, где хранятся сатирические антифашистские фотомонтажи и плакаты Джона Хартфилда.

По словам Брожинского, основанием для этой инициативы послужило широкое распространение в Польше крайне правых идей. «Это происходит во всех областях: не только в политике, но и в культуре и шоу-бизнесе, — говорит он, ссылаясь на растущую популярность так называемых брендов патриотической одежды, которые присвоили символы Армии Крайовой, оказывавшей сопротивление нацистской оккупации во время Второй мировой вой­ны. — Это не имеет ничего общего с патриотизмом, а больше похоже на национализм — в самом плохом смысле слова». 

Сейчас в Польше уверенно набирает силу ультраправый национализм. В 2015 году к власти пришла популистская партия «Право и справедливость» (PiS). Утверждается она силой, закручивая гайки в отношении прессы, свободы слова и судебной системы. Призывы вспомнить о «польской гордости» способствовали нездоровому политическому климату и вспышкам ксенофобии, достигшим пика в ноябре прошлого года, когда правые националисты провели в Варшаве митинг, собравший более 60 тыс. человек.

Правительство также пытается переписать историю Польши. Стремясь «перезагрузить» национальный менталитет, власти намерены уничтожить все остатки польской коммунистической истории и любые предположения о том, что поляки были замешаны в холокосте. В феврале президент Польши Анджей Дуда подписал поправки к закону об Институте национальной памяти, предусматривающие уголовную ответственность за публичное обвинение поляков в пособничестве нацистской Германии. Как указывает правительство, закон, подвергшийся критике со стороны США и Израиля, гарантирует признание за Польшей статуса жертвы во Второй мировой войне.

Национальный музей в Кракове, которому адресовано открытое письмо, недавно проводил выставку под названием #heritage, которая также послужила этому политическому проекту. Организованная заместителем директора музея Анджеем Щерским, одним из адресатов открытого письма и братом Кшиштофа Щерского, главы кабинета президента Польши, #heritage осветила несколько глав истории страны, рассказанной через экспонаты из коллекции музея. Значок хештега в названии выставки подчеркивал необходимость «открытой дискуссии о нашем культурном наследии» и «пересмотра исторических событий», говорится на сайте музея. Однако экспозиция подверглась резкой критике именно за узкое представление польской истории и преднамеренный пропуск ее темных глав. «Это пример традиционной формы музеологического обмана, где пропаганда замаскирована под объективность», — написала в своей статье о выставке историк искусства Эрика Лерер.

Брожинский рассматривает большую антифашистскую выставку в краковском музее, о которой говорится в письме, как возможность для музея вновь участвовать в открытых политических дискуссиях. «Мы воззвали к музею и его руководству, чтобы провести черту между консервативным национализмом и крайне правым экстремизмом, — говорит он. — Если они не видят между ними разницы, то этот музей станет просто местом для официальной пропаганды».

Просмотры: 1625
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru