The Art Newspaper Russia
Поиск

Дача купца Головкина в Самаре станет музеем

В памятнике модерна может разместиться музей усадебной культуры. За уточнение концепции взялась специально созданная рабочая группа, результат должен появиться уже нынешней весной

Дачу купца Константина Головкина, более известную как Дача со слонами, превратят в музей. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров поручил региональному министерству культуры доработать к весне концепцию будущего музея.

С предложением музеефицировать дачу Головкина в середине января выступила инициативная группа во главе с директором Музея модерна Михаилом Савченко. Детальной разработкой концепции сейчас занимается рабочая группа, созданная при Музее модерна. Входящие в нее историки, реставраторы, архитекторы изучают архивы, в частности чертежи и документы Головкина, чтобы понять, какая экспозиция здесь может разместиться.

По мнению министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, здание должно быть многофункциональным. «В Самарском областном художественном музее хранится большая коллекция предметов искусства Константина Головкина. Однако не нужно забывать и о том, что он сам был художником. В доме можно организовать музейно-выставочную площадку, а также пространство для образовательной деятельности в сфере культуры», — заявил TANR чиновник. «Дача Головкина часто упоминается в альбомах, посвященных усадебной культуре начала ХХ века, и было бы логично разместить в этом доме экспозицию о загородной жизни в дореволюционной России и об архитектуре модерна. Кроме того, большой интерес представляет личность самого Головкина, человека уникального не только для Самары, но и для всей России. Архитектор, художник, фотограф, археолог, автолюбитель — рассказ о его жизни может составить отдельный выставочный блок», — считает Михаил Савченко.

В Министерстве культуры Самарской области TANR рассказали, что в дальнейшем речь может идти о продлении территории дачи до Волги и обустройстве здесь пристани, чтобы музей был доступен для туристов с воды. Дача Головкина находится в спальном районе города, где почти нет культурных объектов, поэтому новый музей может стать точкой притяжения и для местных жителей. Кроме того, в доме может действовать арт-резиденция, где будут жить и работать художники, поэты, режиссеры. 

Как только концепция будущего музея будет утверждена губернатором, региональные власти начнут реставрацию дома. При строительстве здание было рассчитано на эксплуатацию в теплый период, а в советское время стало использоваться круглый год, сюда проведено центральное отопление. В результате просел фундамент, на стенах появились трещины.

В последний раз ремонтные работы здесь проводились в конце 1980-х годов. Тем не менее, по оценке экспертов, техническое состояние дачи купца Головкина не самое плохое: глобальных разрушений и повреждений конструкций пока нет.

Куда большие опасения у градозащитников вызывает внутреннее состояние памятника. «К сожалению, в доме не сохранились подлинные интерьеры: в советское время его заметно перестроили. Например, большой зал на первом этаже после революции был переделан в актовый зал дома культуры, а при Головкине там находилась детская с лестницей на второй этаж. Кроме того, были переделаны фасады, застеклена терраса, а центральная часть выдвинута вперед. Все это предстоит восстановить в прежнем виде», — говорит Михаил Савченко. Схему, сроки и объем финансирования проекта в областном минкульте не называют.

Идея создания музея на базе дачи купца Головкина обсуждается не впервые. В марте 2015 года искусствовед Егор Ларичев и архитектор Виталий Стадников предложили открыть в доме самарский филиал Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева — первый в России музей дачной культуры и архитектуры. Однако проект так и не был реализован.

Дача Константина Головкина в стиле модерн была построена по проекту архитектора Валентина Тепфера при участии самого заказчика в 1908–1909 годах. Свое неофициальное название она получила благодаря двум фигурам слонов, изготовленным из цемента. После революции дачу национализировали, здесь размещался госпиталь, детский сад, а с 1929 года — дом культуры «Водоканала». Сейчас здание, признанное объектом культурного наследия, принадлежит предприятию «Самараводоканал» и никак не используется. 

Просмотры: 3827
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru