Леонид Цхэ. Постановки
Московский музей современного искусства (ММОМА), Тверской б-р, 9. До 25 февраля
Леонид Цхэ (р. 1983) — художник петербургской школы, выпускник Академии художеств им. Репина 2007 года, где он учился, в частности, у замечательного ленинградского графика Андрея Пахомова. Окончив учебное заведение, Цхэ почти сразу стал заметной фигурой в отечественном современном искусстве, участвуя в выставках и акциях экспериментальной группы молодых художников и кураторов «Север-7» и в других альтернативных выставочных проектах. Леонид Цхэ — художник самый что ни на есть постмодернистский с манерой, свободной от стилевых условностей и ограничений: то барочно-завихренной, то резко экспрессионистской. Но при этом он не изменяет своей академической выучке и графике, которой учился в альма-матер. Из графики на самом деле происходит нервный штрих и вибрирующий контур живописи Цхэ, не меньше, чем пастельная, мерцающая цветовая гамма, задающая эмоциональный градус его работам. И то, что он вернулся через десять лет в ту же академию, но уже преподавателем, тоже закономерно. Выставка Леонида Цхэ в MMOMA (совместная с петербургской галереей Name Gallery) под названием «Постановки» представляет живописные работы и серии графических листов на две темы, академические и постмодернистские одновременно: учебные постановки в классе, написанные с натуры, и повседневная жизнь людей, подсмотренная на снимках в соцсетях. Тем самым он предпринимает попытку свести вместе классику и современность, сиюминутное и вечное. Те же задачи на занятиях с натурными постановками Леонид Цхэ ставит своим ученикам, давая молодым людям полную свободу, без которой, как известно, нет искусства.
Леонид Цхэ. «Слабый культ». 2017. Фото: MMOMA
Шкафы Москвы
Музей Москвы. До 25 марта
На первый взгляд, шкафы — сюжет для выставки неожиданный. Но стоит задуматься — и тут же всплывают в памяти шкафы из классической литературы. А вместе с ними и детские страхи, связанные с кромешным мраком в пыльных закоулках этих вроде бы простых и непременных в каждом доме предметов мебели. На выставке — целый сонм шкафов из богатых запасников Музея Москвы. Здесь они самые разные: и пузатые бидермейеровские XIX столетия, и в стиле модерн рубежа XIX–XX веков, неоклассические и даже в стиле «эклектика 1980-х», вызывающем не самые эстетические чувства. Отслужившие свой век, эти шкафы вполне достойны быть выставленными в музее вместе со своими историями как свидетели жизни теперь уже тоже ушедших в историю владельцев. Но на этой выставке они стали еще и средой обитания арт-объектов московского художника Дмитрия Цветкова, хорошо известного зрителю смешными, на грани гротеска, парадными военными мундирами и шинелями, богато усыпанными придуманными им же гербами и орденами. Все это великолепие вкупе с припрятанными кое-где фетишами и драгоценностями уютно устроилось в выставленных шкафах и шкафчиках. Есть здесь и непременный для таких историй «скелет в шкафу», но пусть он останется секретом до момента посещения выставки.
«Шкафы Москвы». Фото: Музей Москвы
Chairoscuro
Галерея «Перелетный кабак». До 28 февраля
Валерий Чтак. «Солнцу света не хватает». 2017. Фото: Галерея «Перелетный кабак»
Открывшаяся в сентябре прошлого года московская галерея Максима Боксера «Перелетный кабак» представляет уже четвертую выставку, на этот раз под названием Сhiaroscuro (с итальянского — «светотень», градация светлого и темного в живописи). К этому приему художники прибегали начиная с Античности для максимально достоверной иллюзии трехмерного объема изображаемых предметов. На самом же деле собранные на выставке живописные работы российских современных художников: Анны Желудь, Алены Кирцовой, Ивана Лунгина, Авдея Тер-Оганьяна, Леонида Тишкова, Валерия Чтака — в основном черно-белые. И здесь больше подошло бы слово «гризайль», обозначающее монохромность, градации сепии или серого. Но и «черно-белое» сюда вписывается, точность термина в этом случае не принципиальна. По замыслу кураторов Максима Боксера и Владислава Ефимова важнее то, что наши современники, то есть конкретно собранные здесь художники, не замеченные в ретроградстве, продолжают классическую традицию, на что должна намекать и занявшая почетное место в экспозиции небольшая картина голландского мастера XVII века «Сцена в кабаке», тоже написанная в темной гамме. Для кураторов, помимо всего прочего, нынешняя выставка продолжает предыдущий проект в этих стенах, «Кабинет коллекционера» (совместный с галереей «Русская усадьба») — но как его оппозиция. Тогда все небольшое выставочное пространство было плотно заставлено антикварной мебелью вперемешку с очень разными произведениями современного искусства. Получилось пиршество стилей разных эпох, яркое и красочное, в отличие от монохромного минимализма Chiaroscuro, где единственное цветовое пятно — расставленные вокруг антикварного стола в голландском стиле цветные стулья.