The Art Newspaper Russia
Поиск

Цифровые сны искусственного разума: что смотреть на петербургском «Киберфесте»

В Санкт-Петербурге открылся международный фестиваль медиаискусства «Киберфест-11». Он продлится до 12 февраля

«Киберфест» (2–12 февраля) — один из крупнейших смотров медиаарта в Восточной Европе. Он существует с 2007 года. У нынешнего, уже 11-го по счету фестиваля три основные площадки: лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе), Художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица и Молодежный центр Эрмитажа. Тема — «Прогноз погоды: цифровая облачность». Группу кураторов «Киберфеста-11» возглавили петербургские художники Елена Губанова и Анна Франц, а в попечительский совет вошли, помимо прочих, Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из венецианского Университета Ка’Фоскари.

В руинированном пространстве Анненкирхе с 2 по 5 февраля идет выставка «У нас еще будет шанс». Оптимистичная фраза взята из названия одной из представленных работ — совсем не оптимистичной видеоинсталляции американского художника Франсуа-Ксавье де Костера «Может, у нас еще будет шанс». Автор произведения собрал и визуализировал цифровые данные об экологических проблемах, угрожающих миру. Инсталляция Анны Франц и медиалаборатории Cyland «Живая шпалера» посвящена вечно актуальной теме взаимной слежки — наблюдения зрителя и технического устройства друг за другом. Место перед церковной апсидой занимает «Медиакладбище» арт-группы «Куда бегут собаки» — аккуратные надгробия подписаны именами двух десятков русских и зарубежных художников, в том числе Сергея Катрана и Владимира Селезнева. В дни работы выставки любой желающий может сохранить свой текст, фото или видео как обновляющееся онлайн-захоронение. Инсталляция «Мы открылись!» художницы Марины Алексеевой и композитора Владимира Раннева на открытии пользовалась большой популярностью у зрителей. Чтобы увидеть ее, надо было отстоять внушительную очередь. В тесной церковной крипте на человеческое присутствие реагирует пара женских глаз, удачно вписанных в арочные проемы: по мере приближения зрителя взгляд на видео начинает метаться, становится загнанным, музыка делается громче и резче. Это не первый совместный проект художницы и композитора. В прошлом году, когда оперу Раннева «Проза» поставили в «Электротеатре „Станиславский“», Алексеева была художником-постановщиком спектакля.

Интерьер Большого зала Академии Штиглица, еще одной фестивальной площадки, составляет разительный контраст церкви-руине с ее закопченными стенами. Под гигантским стеклянным куполом разместилась экспозиция «Цифровая облачность» — почти два десятка работ художников из Великобритании, Италии, России, США, Турции и с Тайваня. Парадоксально, но именно произведения, подразумевающие зрительское соучастие: погружение в мир художника с помощью очков виртуальной реальности, считывание QR-кодов или установку артистического программного обеспечения на смартфон, оказались наименее интересны, в бизнесе и индустрии развлечений потенциал новых технологий раскрывается по-прежнему быстрее и увереннее, чем в искусстве. Некоторые работы способны, пожалуй, напугать непривычного к изыскам медиаарта зрителя. Таковы кинетическая инсталляция Донато Пикколо «Помыслить немыслимое» — абсурдистский натюрморт, состоящий из игрушечной обезьянки, бешено вращающейся в стакане воды, и реалистичного муляжа человеческой головы с глазами-видеокамерами, или постапокалиптический город Фабио Джампьетро, увидеть который можно лишь в VR-очках. Но по-настоящему впечатляют лишь немногие работы, соединяющие модную технологичность с образностью традиционного искусства. В их числе оказалось новое многоканальное видео Александра Шишкина-Хокусая «Кино для молодой змеи». В нем на трех экранах разворачивается завораживающая история, в которой соединились заброшенный дом, античные бюсты из Эрмитажа, нарисованные куклы и опутывающие все красочные потеки, живущие, подобно змеям, собственной жизнью. Шишкин-Хокусай достигает жутковатой достоверности, переводя в цифровой вид изначально аналоговое изображение.

В Молодежном центре Эрмитажа 3 февраля состоялось открытие третьего большого проекта фестиваля — «Проксима», где свои работы показали, в частности, Семен Агроскин, Алексей Варсопко и дуэт Елены Губановой и Ивана Говоркова. Фестиваль «Киберфест» сопровождается насыщенной программой перформансов, воркшопами признанных мультимедийных художников и лекциями по теории и практике искусства новых технологий.

Просмотры: 2992
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
10
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru