The Art Newspaper Russia
Поиск

Скончался издатель и галерист Николай Шептулин

О человеке, публиковавшем тексты и делавшем выставки московского концептуализма, вспоминает арт-критик Андрей Ковалев

Николай Шептулин. Фото: Лена Авдеева

Николай Шептулин. Фото: Лена Авдеева

Должен признаться, что мы с Колей никогда не были особо близкими друзьями. Поэтому те печальные обстоятельства, которые привели к столь раннему уходу этого замечательного человека, доходили до меня лишь в виде слухов. К счастью, я ни разу не встречался с запойным алкоголиком Шептулиным, зато считаю за честь знакомство с этим элегантным и чуть высокомерным денди, эстетом до кончиков ногтей. И горжусь тем, что несколько моих статей были опубликованы в выходившем с 1991 года «Месте печати», непоколебимом форпосте всяческого витийства и любомудрия. Сам Шептулин писал довольно редко, его литературным проектом и был «Журнал интерпретационного искусства» (таков подзаголовок «Места печати»). Для каждого номера он тщательно выстраивал сложную интеллектуальную интригу — например, «Энтузиазм и дискомфорт» (№ 8, 1996). В результате таких усилий вполне уместными оказывались даже тексты Андрея Ковалева, выглядевшие слишком простецки в сравнении с размахом психоделического интеллектуализма Андрея Монастырского, Павла Пепперштейна, Владимира Сорокина и Юрия Лейдермана.

И вся эта преизощренная игра в бисер была скромно упакована в пуританские книжечки в духе академического сборника. Таков стиль 1990-х. Журнал перестал выходить в 2001-м, когда наступила эпоха неподъемных и дорогущих изданий, а записным умникам для кастальских игрищ места и не осталось.

С тем же несгибаемым перфекционизмом, что и журнал, Шептулин делал выставки в галерее Obscuri Viri. Вызывающий смысл названия могли расшифровать только самые изощренные знатоки: «Темные люди» — это название возрожденческой сатиры, направленной против мрачных и отсталых папистов. Все так и было, в начале 1990-х московский концептуализм для сторонних наблюдателей выглядел вещью в себе, своего рода черной дырой, куда могут проникнуть только избранные. Для людей, которые в этот круг не входили, было почти невозможно понять, о чем идет речь, все попытки исследования и анализа наталкивались на высокомерную позу: «Вам все равно не понять». И здесь куратор Шептулин сделал великое дело. Он показывал лучших представителей этого круга не как членов некой таинственной секты, но как индивидуальных и очень актуальных художников. Сама идея оказалась более чем продуктивной: галерея, которая работает с концептуалистами, совмещена с издательством и альманахом. Концептуализм — это Текст. Но в варианте, предложенном в Obscuri Viri, сумрачное текстообразование, принятое в этом кругу, оказывалось просто восхитительной заумью.

И тут все стало ясно и прозрачно. Все станет просто и прозрачно, если отбросить всякие попытки позитивистского понимания и настроить «боковое зрение», о котором вещал лукавый Павел Пепперштейн. А удобную и комфортную площадку обозрения для нас, «темных людей», и обустроил Николай Шептулин.

Просмотры: 2732
Популярные материалы
1
Поиск любви в русской живописи
Выбрать картины на тему любви несложно. Но все эти полотна грустные, про истории с печальным финалом. Поэтому День святого Валентина мы решили отметить галереей на другую тему — не про саму любовь, а про ее поиски или обретение.
14 февраля 2019
2
«Флора» Франческо Мельци снова расцвела
Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.
14 февраля 2019
3
Рейксмузеум опять решил удивить своим Рембрандтом
К 350-летию со дня смерти художника амстердамский музей покажет свою, крупнейшую в мире, коллекцию его работ на выставке «Весь Рембрандт».
13 февраля 2019
4
Директору Третьяковки объявлен выговор
Из-за кражи картины Архипа Куинджи с выставки в Третьяковской галерее ее директору Зельфире Трегуловой объявлен выговор. Начальника службы безопасности рекомендовано уволить
11 февраля 2019
5
Власти Гента и Катрин де Зегер обменялись судебными исками
Городской совет Гента и экс-глава Музея изящных искусств (MSK) Катрин де Зегер, лишившаяся должности из-за выставки сомнительного русского авангарда, подали друг на друга несколько жалоб в судебные инстанции
13 февраля 2019
6
Эрмитаж стал куратором павильона России на Венецианской биеннале
Известно, что там представят режиссера Александра Сокурова и студентов Академии художеств. Россияне поедут на биеннале также вместе с ГМИИ им. Пушкина и фондом V-A-C.
14 февраля 2019
7
«Госсовет» отправляется из Русского музея в Третьяковку
Одно из самых монументальных творений Ильи Репина — «Торжественное заседание Государственного совета…» — на полгода покидает Русский музей ради выставки в Третьяковке
11 февраля 2019
8
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
9
Еврейский музей предлагает впасть в детство
Поиграть с шедеврами классиков, от Казимира Малевича до Маурицио Каттелана, смогут взрослые и дети.
13 февраля 2019
10
Верните Африке ее искусство
Франция намерена провести реституцию вывезенных из бывших колоний предметов культурного наследия.
12 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru