The Art Newspaper Russia
Поиск

Разыскиваются хозяева сокровищ Гурлитта

Два музея, в Бонне и швейцарском Берне, выставляют сенсационную «коллекцию Гурлитта» в надежде на то, что обнаружатся наследники работ, конфискованных нацистами

Рисунок Адольфа Менцеля на выставке «Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» в Бундес­кунстхалле в Бонне — одно из немногих здесь произведений, происхождение которого известно. Он был на десятилетия спрятан в мюнхенском доме затворника Корнелиуса Гурлитта, тайно владевшего более чем 1,4 тыс. произведений искусства, обнаруженных в 2011 году и ставших сенсацией. Год назад этот рисунок, проданный под давлением за бесценок его владельцем в 1938 году арт-дилеру Хильдебранду Гурлитту, вернули его законной наследнице. «Для нас очень важно рассказать человеческие истории, стоящие за этими работами, в большинстве принадлежавшими евреям, у которых они были экспроприированы нацистами», — говорит Рейн Вольс, директор Бундескунстхалле с надеждой, что на выставку откликнутся и другие наследники. Параллельно с боннским показом в Берне открылась выставка «Гурлитт. Дегенеративное искусство. Конфисковано и продано». Они разные по концепции. Первая — о принудительном изъятии искусства у частных владельцев, вторая — о кампании гитлеровцев против «дегенеративного искусства», изъятого из музеев. Хильдебранд Гурлитт был одним из четырех арт-дилеров, которым нацистами было разрешено продавать эти конфискованные работы за границу за твердую валюту. У него было свое представительство в Гамбурге, он также торговал в оккупированном Париже, покупая вещи и для себя, и для будущего, так и не реализованного музея Адольфа Гитлера в Линце. 

Коллекция Хильдебранда после его смерти перешла сыну Корнелиусу. Когда в 2014 году он скончался, неожиданным бенефициаром его завещания стал Художественный музей в Берне, оказавшийся перед дилеммой, что со всем этим следует делать дальше. 

Семья Гурлитта опротестовала завещание Корнелиуса, аргументируя это тем, что он, будучи в очень преклонном возрасте, не мог его написать. Но в декабре прошлого года спор разрешился в пользу Берна. До этого момента швейцарский музей не мог распоряжаться коллекцией, и нынешняя выставка, которая планировалась в Бонне в 2016 году, была отложена до лучших времен. Теперь она наконец открылась, включив около 250 произведений: 60 картин, 5 скульптур и графику, среди которых произведения Макса Бекмана, Эдгара Дега, Альбрехта Дюрера, Аристида Майоля, Огюста Ренуара, Огюста Родена и другие, не менее значимые для истории искусства имена. О большинстве этих работ известно лишь то, что они были экспроприированы. 

Представлены и два фотоальбома с произведениями, предназначавшимися для музея в Линце. «Мыне могли ждать еще пять лет, пока ситуация прояснится. Чем дольше мы ждем, тем труднее будет выяснить происхождение этих вещей», — говорит Рейн Вольс. 

Осенью 2018 года обе выставки объединятся для показа в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине. 

Художественный музей, Берн
Гурлитт. «Дегенеративное искусство».Конфисковано и продано
До 4 марта 2018

Бундескунстхалле, Бонн
Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия 
До 11 марта 201

Просмотры: 3948
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
4
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
8
Как новые технологии меняют профессию реставратора
Медиаискусство ставит перед специалистами все новые задачи, и институции вкладываются в их изучение
11 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Стив Маккарри: «Я шарик для игры в рулетку»
Легендарный и невероятно удачливый американский фотограф рассказал о том, зачем возвращался на войну, про любимых художников, дежавю на съемках и свою миссию профессионального свидетеля.
11 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru