The Art Newspaper Russia
Поиск

Разыскиваются хозяева сокровищ Гурлитта

Два музея, в Бонне и швейцарском Берне, выставляют сенсационную «коллекцию Гурлитта» в надежде на то, что обнаружатся наследники работ, конфискованных нацистами

Рисунок Адольфа Менцеля на выставке «Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» в Бундес­кунстхалле в Бонне — одно из немногих здесь произведений, происхождение которого известно. Он был на десятилетия спрятан в мюнхенском доме затворника Корнелиуса Гурлитта, тайно владевшего более чем 1,4 тыс. произведений искусства, обнаруженных в 2011 году и ставших сенсацией. Год назад этот рисунок, проданный под давлением за бесценок его владельцем в 1938 году арт-дилеру Хильдебранду Гурлитту, вернули его законной наследнице. «Для нас очень важно рассказать человеческие истории, стоящие за этими работами, в большинстве принадлежавшими евреям, у которых они были экспроприированы нацистами», — говорит Рейн Вольс, директор Бундескунстхалле с надеждой, что на выставку откликнутся и другие наследники. Параллельно с боннским показом в Берне открылась выставка «Гурлитт. Дегенеративное искусство. Конфисковано и продано». Они разные по концепции. Первая — о принудительном изъятии искусства у частных владельцев, вторая — о кампании гитлеровцев против «дегенеративного искусства», изъятого из музеев. Хильдебранд Гурлитт был одним из четырех арт-дилеров, которым нацистами было разрешено продавать эти конфискованные работы за границу за твердую валюту. У него было свое представительство в Гамбурге, он также торговал в оккупированном Париже, покупая вещи и для себя, и для будущего, так и не реализованного музея Адольфа Гитлера в Линце. 

Коллекция Хильдебранда после его смерти перешла сыну Корнелиусу. Когда в 2014 году он скончался, неожиданным бенефициаром его завещания стал Художественный музей в Берне, оказавшийся перед дилеммой, что со всем этим следует делать дальше. 

Семья Гурлитта опротестовала завещание Корнелиуса, аргументируя это тем, что он, будучи в очень преклонном возрасте, не мог его написать. Но в декабре прошлого года спор разрешился в пользу Берна. До этого момента швейцарский музей не мог распоряжаться коллекцией, и нынешняя выставка, которая планировалась в Бонне в 2016 году, была отложена до лучших времен. Теперь она наконец открылась, включив около 250 произведений: 60 картин, 5 скульптур и графику, среди которых произведения Макса Бекмана, Эдгара Дега, Альбрехта Дюрера, Аристида Майоля, Огюста Ренуара, Огюста Родена и другие, не менее значимые для истории искусства имена. О большинстве этих работ известно лишь то, что они были экспроприированы. 

Представлены и два фотоальбома с произведениями, предназначавшимися для музея в Линце. «Мыне могли ждать еще пять лет, пока ситуация прояснится. Чем дольше мы ждем, тем труднее будет выяснить происхождение этих вещей», — говорит Рейн Вольс. 

Осенью 2018 года обе выставки объединятся для показа в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине. 

Художественный музей, Берн
Гурлитт. «Дегенеративное искусство».Конфисковано и продано
До 4 марта 2018

Бундескунстхалле, Бонн
Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия 
До 11 марта 201

Просмотры: 3364
Популярные материалы
1
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
2
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
3
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
4
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
5
Скончалась Клепальщица Рози со знаменитого плаката We Can Do It!
Наоми Паркер Фралей, позировавшая для постера времен Второй мировой войны, ставшего символом феминизма, умерла в возрасте 96 лет.
23 января 2018
6
Антонио Лигабуэ, любивший зверей и мотоциклы
«Итальянским ван Гогом» называли художника, ретроспектива которого открывается в Музее современной истории России.
23 января 2018
7
Собачья работа в музее
Американские музеи начали тренировать собак для поиска как самих произведений искусства, так и вредящих им насекомых.
23 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru