18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерская Петра Кончаловского стала мемориальным музеем

Главными звездами на открытии нового музея в квартире-мастерской одного из основателей «Бубнового валета» оказались внуки художника, режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский

Новый московский музей «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» открылся в знаменитом булгаковском доме на Большой Садовой, в соседнем подъезде с музеем Михаила Булгакова. Художник-авангардист, бубнововалетовец Петр Кончаловский начал работать в этом доме в 1910 году. В 1917-м он переехал в мастерскую № 40 на четвертом этаже, которая оставалась в распоряжении семьи до 1996 года.

Идею директора Музея М.А.Булгакова Петра Мансилья-Круза устроить по соседству еще один музей поддержал Фонд Петра Кончаловского, и главным экспонатом в нем будет сама квартира. «Пусть это будет меньше музеем, а больше домом, куда хочется прийти, — сказал на открытии внук художника режиссер Никита Михалков, продемонстрировавший кинематографический взгляд на вещи. — Главная ценность музея — интерьеры гнезда Кончаловских сами по себе. Здесь раздавались такие голоса, такие разговоры! И это большое окно, куда смотрели невероятные люди! Вообще, абрис окна — это и есть настоящая история. Ведь можно менять экспозиции, а этот кадр, который виден из окна, всегда остается прекрасным».

Режиссер и писатель Андрей Кончаловский, в свою очередь, поделился воспоминаниями о деде. «Я вам расскажу: я в детстве готовил для деда краски, выкладывал на палитру в определенном порядке, который нельзя было спутать. Еще я держал гвозди. А холсты тогда приходилось делать из мешков».

Появление на открытии двух знаменитых наследников художника, кажется, затмило суть происходящего: именно они стали главными героями, тогда как экспозиция выглядела скромно. У огромного окна стоит верстак, герой картин Петра Кончаловского, который он, любитель делать все, от холстов до подрамников, сам, постоянно использовал в работе. Кроме исторических фотографий по квартире распределили старые ноты, несколько рисунков в тетрадях, этюдники, мастихины, кисти, стремянку и другие инструменты, собранные и приобретенные при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Государственной Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства. Единственная живопись в музее — изображающий все те же инструменты натюрморт сына Петра Петровича Михаила, который жил тут до конца 1990-х.

Живопись Петра Кончаловского в музее тоже можно будет посмотреть, правда только виртуально. Посетителям мастерской будут выдавать планшеты, которые при наведении на ту или иную часть интерьера покажут картины, предложат послушать рассказы о жизни живописца и посмотреть архивные документы.

Для публики музей откроется в феврале, но пока лишь на несколько месяцев. Летом архитектурное бюро «Рождественка» проведет здесь реставрацию, которая наконец откроет продолжающий огромное окно квартиры световой потолок, прикрытый в 1990-х из-за пожара и протечек.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+