The Art Newspaper Russia
Поиск

Икону «Иоанн Предтеча с праздниками» впервые показывают в Москве

Музей русской иконы привез на выставку шедевр древнерусской живописи из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Частный Музей русской иконы запустил новый проект — цикл выставок выдающихся икон из провинциальных музеев, многие из которых никогда не приезжали в столицу. Каждый из выбранных памятников будет образцом художественной школы своего региона и периода. Для первой выставки цикла выбрана большая икона «Иоанн Предтеча с праздниками» первой трети XVI века, которая с 2007 года экспонируется в Музее-заповеднике «Ростовский кремль», но никогда не показывалась в Москве и не входила в каталог «Иконы Ростова Великого» из серии «Древнерусская живопись в музеях России», на которую обычно ориентируются специалисты.

Большая доска с образом Иоанна Предтечи отреставрирована в 2004–2006 годах в ВХНРЦ имени Грабаря и сейчас во всей красе демонстрирует особенности ростовской школы живописи XVI века — с прозрачным и неровным красочным слоем, просвечивающим грунтом и хорошо различимыми мазками. Ростовские иконописцы использовали многочисленные оттенки зеленого — в одеждах, поземе, нежнейших оттенках фона — и подчеркивающие их всплески красного. Золота в иконе нет совсем, даже нимбы голубовато-зеленые. Специалисты отмечают необычный порядок клейм с праздниками и не всегда традиционные сюжетные решения в них. Икона очень красива, она хранилась с особым почитанием в Борисоглебском на Устье монастыре, откуда происходит. В Смутное время образ был разобран по доскам на пять частей (вероятно, с иконы сдирали оклад), но в 1615 году ее восстановили. В музей «Ростовский кремль» икона поступила в 1954 году.

«Мы горды, — сказал на открытии выставки основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, — что нашей работой можем показать пример государственно-частного партнерства и что нас признали государственные музеи». В 2017 году эта институция была принята в Союз музеев России, а Михаил Абрамов стал лауреатом премии «Меценат года» в номинации «Сохранение объектов культурного наследия». Следующими партнерами в новом выставочном цикле станут Новгородский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники.

Одновременно Музей русской иконы ведет и зарубежные проекты: например, в городе-крепости Пальманова (область Фриули — Венеция-Джулия) только что открылась экспозиция «Русская икона и новое искусство», где показаны памятники древнерусского искусства из московского Музея имени Андрея Рублева и работы художников XX–XXI веков из частных коллекций.

Материалы по теме
Просмотры: 2031
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru