The Art Newspaper Russia
Поиск

Как осмысляют 100-летие Октябрьской революции в Болгарии

Яра Бубнова, директор Института современного искусства в Софии, рассказывает, почему ей было важно сделать выставку о революции

Что такое 100-летний юбилей Октябрьской революции в стране, которая все еще очень тяжело переживает 45 лет социализма, где его приход произошел вследствие интервенции иностранной армии, a в публичных музейных коллекциях нет примеров советского авангарда? Утопия революции и ее энергия сегодня далеки от современной культуры. Тема «революция в искусстве» звучит, скорее, архаично, как продолжение социалистической культурной политики. Любые разговоры о возможной выставке к юбилею сразу приводили к жестким возражениям против пропаганды социализма или России, к очередному выяснению отношений жертв и палачей, к необходимости уточнения современных «полей власти», к страху больших нарративов.

Так родилось название выставки в Институте современного искусства в Софии — «Великая и прóклятая Октябрьская революция (заметки об образе)», в котором главный смысл именно в скобках: как революция выглядит и существует ли образ деконструкции ее величия.

Очевидным символом Великой Октябрьской социалистической революции, известным уже на протяжении почти века, на выставке стал фильм «Октябрь» (1927–1928) Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова, без перевода и субтитров. Фильм заказной, готовившийся к 10-й годовщине — в руках режиссера были огромные организационные возможности и денежные средства. И хваля, и критикуя результат, его современники отмечали, что картина превратила почти случайный государственный переворот в народную революцию, забетонировав ее величие как несомненное и непоколебимое. И до сих пор в некоторых «источниках» можно найти упоминания о массовом штурме Зимнего дворца «по Эйзенштейну». Несмотря на все политические трудности и цензуру, к которым пришлось приспосабливаться его авторам, «Октябрь» — вдохновенная пропаганда в полную мощь.

В фильме подобранные на улицах типажи становятся портретами: революцию осуществляют хорошие и добрые обычные люди, доведенные до крайности и превратившиеся во взявшие власть в свои руки народные массы. Как противопоставление образу побеждающих масс в выставку включены скачанные с YouTube фрагменты акции памяти жертв политических репрессий «Возвращение имен», которую проводит Международное правозащитное общество «Мемориал» каждое 29 октября у Соловецкого камня в Москве уже десять лет. Эта комбинация отдельных частных съемок полностью переведена — сотни имен, дат, профессий, чтобы местные зрители смогли не просто осознать масштаб репрессий, но и попытаться представить их через призму простых людей с часто совсем незначительными социальными ролями… В этом основная антиномия выставки: победившие народные массы и отдельные индивиды.

В фильме Эйзенштейна есть кадры с памятником Александру III, который разбивают на части, но потом он собирается как страшный магический контрреволюционный идол. В диалог с этим эпизодом вступает видео Деймантаса Наркявичюса «Однажды в ХХ веке» (2004), где, используя телевизионные кадры, художник показывает, как демонтируют памятник Ленину на фоне толпы радостных зевак, а потом, с помощью обратного монтажа, статуя встает на свое место, но радостные эмоции «фона» не меняются.

Сейчас разрушение и демонтаж памятников в надежде переписать историю стали общим местом во всем мире. Ленинопад у Магды Тотовой в «Ленине и девушке» (2003) — это эротическая сатира. Художница переводит любовный язык пропаганды в откровенные поцелуи взасос с неоднократно перекрашенной гипсовой головой вождя революции. И хотя не только люди давно мертвы, но и памятников уже нет, оказывается, мы все еще узнаем их лица только по фрагментам усов и бород в мрачном мелькании посмертных масок социалистических героев, от полководцев до поэтов, из которого состоит фильм Анны Артакер «48 голов из музея Меркурова» (2009) (Сергей Меркуров — один из главных официальных советских скульпторов).

Частым оправданием революции, пожирающей своих детей, оказывается послереволюционное искусство. Весной этого года на страницах британской газеты Guardian, посвященных одной из больших юбилейных выставок, искусство революции было названо «жестокой пропагандой». Но Теодор Ушев (номинант на «Оскар-2017» за лучший короткометражный анимационный фильм «Слепая Вайша») в показанном на выставке в Софии фильме Tower Bahwer (2006) успевает, хотя и в декоративном ключе, вернуть конструктивизму и революции художественной формы победную энергию. И по логике выставки, в утопию и революции и искусства сумела ненадолго погрузиться группа IRWIN с московскими друзьями, расстелив «Черный квадрат на Красной площади» в 1992 году.

Революционные утопии разных времен и народов предполагают равенство. Но в двух версиях видео Елены Ковылиной с этим словом в названии (2007 и 2014) равенство — привлекательная своей иллюзией человечности искусственная конструкция, одновременно устрашающая этатистским масштабом и барочным величием. Видеопроект «Строители» (2005) группы «Что делать?» в духе тихой оппозиции предлагает равенство в рамках коллективного авторства.

Формируют ли документы, списки репрессированных, мемориалы, демонтаж памятников образ дегероизации революции? Судя по реакции критики, заподозрившей выставку в «новой пропаганде» и «обслуживании сегодняшней власти в Кремле», нет. Вероятно, еще «надо работать» над этим, господа и товарищи.

Материалы по теме
Просмотры: 1885
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru