The Art Newspaper Russia
Поиск

В Екатеринбурге распахнулись «окна в Россию» XX века

В арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» с живописью и графикой из собраний Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и музеев Урала

Выставка в екатеринбургском Ельцин Центре — часть большого проекта «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», который совместно с московскими и областными музеями реализует компания «Ингосстрах» в честь своего 70-летия. Всероссийский тур произведений искусства, объединенных темой «окна в мир», начался с Калининграда, продолжился в Нижнем Новгороде и Сочи — и вот добрался до Урала. После завершения выставки в Екатеринбурге экспозиция отправится в Красноярск и Владивосток.

В каждом новом городе состав выставки меняется, пополняясь вещами из областных музеев. На этот раз к работам из Государственной Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства (ИРРИ) присоединились картины из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств и Пермской художественной галереи. «Если в Нижнем Новгороде экспозиция была разбита по жанрам, то в Екатеринбурге сделан акцент на хронологию. Каждый зал — новое десятилетие, от революции до перестройки, и новый этап в направлении искусства, от традиций передвижников до гиперреализма», — объясняет Надежда Степанова, арт-директор ИРРИ.

Каждый раз меняется и дизайн экспозиции — за архитектурное решение отвечает бюро Project Eleven, которое для галереи Ельцин Центра придумало оформление, созвучное названию: в залы можно посмотреть через проемы в стене, напоминающие окна.

А вот неизменной остается тема. О ней на пресс-конференции рассказала сокуратор проекта, хранитель Третьяковской галереи Ольга Полянская: «Тема отсылает к классической метафоре окна в живописи, которая родилась еще в эпоху Ренессанса. Вместе с тем эта метафора подразумевает открытие мира и человека на всех этапах исторического развития».

Идиллические пейзажи мастеров «Союза русских художников» Игоря Грабаря и Петра Петровичева в первом зале сменяются послереволюционным искусством. Здесь можно увидеть графику Бориса Кустодиева «Пролетарии всех стран, объединяйтесь» с красными флагами на фоне фабрики, рядом — испуганного героя картины 1919 года «Тревога» Кузьмы Петрова-Водкина, глядящего на будущее из зашторенного окна. В Екатеринбург привезли картину Александра Лабаса «Едут» из собрания племянницы художника, Ольги Бескиной-Лабас, лично представившей работу на открытии.

Зал военного и послевоенного искусства включает, с одной стороны, блокадную графику ленинградцев Соломона Боима и Анны Остроумовой-Лебедевой, с другой — живопись московских художников Петра Оссовского и Андрея Горского. Экскурсоводы не устают рассказывать, что один из художников этого зала Алексей Сидоров принимал участие в подготовке живописи к эвакуации из Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Ведь, напоминают они, оттуда картины отправляли именно в Екатеринбург (в те годы Свердловск). К слову, куратор Уральской индустриальной биеннале, которая сейчас продолжается в Екатеринбурге на Уральском приборостроительном заводе, признается, что одна из его любимых работ — видео голландца Мелвина Моти как раз на эту тему. Оно показывает экскурсию по опустевшим залам Эрмитажа, во время которой экскурсовод рассказывает об эвакуированных картинах так, словно они все еще на своих местах.

Наконец, последний зал выставки отдан под работы художников «сурового стиля» и гиперреалистов. «Яркое утро» Таира Салахова играет на контрасте с мрачной по колориту «Пьющей» Андрея Васнецова. Висят рядом мрачноватые работы гиперреалистов Андрея Волкова и Александра Петрова — друзей, героев акции 1980 года «Двое в одном свитере», которых и здесь решили не разлучать.

Жителям Москвы и Петербурга увидеть проект «Окна России» в одном из региональных вариантов не удастся, но для них ИРРИ подготовил специальные проекты — мультимедиа-спектакли в сопровождении симфонического оркестра. Билеты на спектакли, один из которых состоится 16 ноября в московском Концертном зале им. Чайковского, а другой — 18 ноября в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, будут разыгрываться. А вот билеты на екатеринбургскую выставку покупать не нужно: вход туда бесплатный. Главное — записаться еще и на мероприятия насыщенной образовательной программы, поскольку, если верить словам директора галереи Ильи Шипиловских, запись на треть из них уже закрыта, так как активные екатеринбуржцы забронировали все места.

Другие осенние выставки в Екатеринбурге, которые нельзя пропустить

  1. «„Ясновидцы грядущего“. Русский авангард 1910–1920-х годов». Екатеринбургский музей изобразительных искусств. До 14 января

  2. 4-я Уральская индустриальная биеннале: новая грамотность. До 12 ноября

  3. «Между усталостью: к новым формам жизни». В рамках параллельной программы Уральской индустриальной биеннале. Дворец культуры железнодорожников. До 10 ноября

  4. «В новый мир. Современная фотография Китая». Центр фотографии «Март». До 17 декабря

Просмотры: 2372
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru