The Art Newspaper Russia
Поиск

ДК имени Серафимовича не признали памятником культурного наследия

Памятник конструктивизма не вошел в список объектов культурного наследия, но окончательное решение о его статусе примут после пересмотра проекта застройки

Дом культуры имени А.С.Серафимовича, расположенный в Москве в Тишинском переулке, не является объектом культурного наследия. К такому выводу пришли на минувшем заседании научно-методического совета Департамента культурного наследия города Москвы, после которого вышел официальный приказ «Об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия». Чиновники заключили, что исторический и архитектурный облик здания, построенного в 1929 году в конструктивистском стиле неизвестными архитекторами, утрачен, а также отсутствуют «документально подтвержденные данные по историко-архитектурной и мемориальной ценности ДК».

Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» в реестр могут быть включены те объекты наследия, исторические события в которых происходили не менее 40 лет назад. Как известно, почти сразу после открытия в ДК имени Серафимовича обосновался Первый московский рабочий театр, на этой сцене в разное время выступали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Филатов и другие деятели культуры. Но с тех пор, по решению Мосгорнаследия, не прошло срока, необходимого для присвоения объекту статуса мемориального памятника.

В комментарии научно-методического совета отмечается, что в доме в Тишинском переулке никогда не жил писатель Леонид Андреев, а «квартирники» литературного кружка «Среда», куда входили Максим Горький, Александр Куприн, Александр Серафимович, проходили по другим адресам. Не придает мемориальной ценности постройке и располагавшийся там короткое время Театр свободного танца Веры Майя. По документальным свидетельствам, он не продержался в стенах дома более пяти лет, и выявить связанные с ним зоны оказалось невозможно. Наконец, причиной, повлиявшей на решение Мосгорнаследия о статусе объекта, стало его местоположение. В отчете о заседании, опубликованном на сайте мэрии Москвы, указано, что здание «входит в район застройки, утратившей историческую среду».

«Районом, который утратит историческую среду, Тишинка станет, если дом культуры снесут или оставят его без реставрации. Это культурно-значимый центр для местных жителей, и если архитектурные качества объекта действительно не столь высоки, то его безусловную мемориальную ценность и значимость для района нельзя отрицать. Повторяется ситуация с Таганской телефонной станцией, и это печально», — поделилась с TANR своим мнением руководитель Центра авангарда на Шаболовке, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Иван Борисов, член общественного движения «Архнадзор», занимающийся судьбой объекта, добавил: «Мнения участников научно-методического совета на заседании разделились, но никто не был против сохранения здания. Вопрос был о статусе и классификации. Решение о невнесении в список наследия будет оспариваться. Начиная с 1920-х годов и до перестройки история этого дома неразрывно связана с историей Советского Союза, он представляет несомненную мемориальную и историческую ценность». Однако на вопрос TANR, снесут ли здание или все-таки отреставрируют, Борисов ответил, что «в официальном релизе нет слов о запрете на снос», а вопрос реставрации требует большой работы: «Коллективная работа с Департаментом культурного наследия будет продолжена, многими членами совета отмечалось, что дом культуры должен быть отреставрирован».

Несмотря на вышедший приказ, в научно-методическом совете Мосгорнаследия предложили пересмотреть проект застройки района и решить судьбу дома культуры в будущем «с учетом пожеланий жителей». Сейчас здание, где до июля 2017 года размещался «Театральный клуб на Тишинке», пустует. Минувшим летом компанией «Донстрой» был запланирован его снос под строительство 16-этажного жилого комплекса, но проект удалось приостановить.

Просмотры: 1174
Популярные материалы
1
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
2
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
3
ГМИИ им. Пушкина может открыть филиал на Пресне
Под него планируется здание бывшего хлебозавода имени В.П.Зотова, построенное в 1931 году.
19 октября 2017
4
Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»
Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки.
19 октября 2017
5
Дмитрий Аске: «На мое творчество повлияли Lego, компьютерные игры и советские мозаики»
Художник, создатель портала Vltamarine.ru пригласил в свою мастерскую, чтобы рассказать о подготовке к большой выставке «Сквозь туман» в галерее RuArts, а также о развитии уличного искусства в России и мире и о том, почему не надо переносить граффити на холсты.
19 октября 2017
6
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
7
В Париже в 44-й раз проходит ярмарка FIAC
Крупнейшая во Франции ярмарка современного искусства принимает в Гран-пале 192 галереи из 29 стран, выставивших на продажу около тысячи произведений искусства. На основной площадке FIAC по просьбе TANR побывала Мария Сидельникова.
20 октября 2017
8
Павильон Александра Бродского появился за 101-м км — в Лондоне
Проект к 100-летию революции «101-й километр. Далее — везде» архитектор создал совместно с «Пушкинским домом».
18 октября 2017
9
Коллекцию Иосифа Бакштейна музеефицировали
В Московском музее современного искусства 23 октября открывается выставка современного искусства из частной коллекции куратора, основателя и многолетнего комиссара Московской международной биеннале, директора ИПСИ Иосифа Бакштейна.
23 октября 2017
10
Директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф уходит со своего поста из-за конфликта интересов
Причина отставки — невозможность совмещать ведение бизнеса в сфере арт-консалтинга и руководство одним из самых престижных музеев мира.
18 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru