18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дворцу Штиглица возвращают великолепие

№57
Материал из газеты

Завершается реставрация одного из самых выдающихся зданий на Английской набережной в Петербурге — особняка барона Штиглица

Сроки, указанные в техническом задании, предполагают сдачу объекта с 29 сентября по 31 октября этого года. Сейчас, по данным Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ, которая выступает государственным заказчиком реставрации фасадов и внутренних дворов особняка, выполнено уже более 85% от всего объема работ.

Особняк барона Александра Людвиговича Штиглица, одно из самых заметных и выдающихся зданий на Английской набережной, был построен в 1859–1862 годах по проекту архитектора Александра Кракау. Барон Штиглиц — крупный финансист, инициатор создания Центрального училища технического рисования (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица, в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной). В 1887 году дворец был выкуплен в казну для Павла Александровича, младшего сына Александра II, и стал великокняжеским. В 1917-м он перешел в распоряжение Русского общества заготовления снарядов и военных припасов.

Первая реставрация здания планировалась еще в 1988 году, для нее были проведены масштабные архивные изыскания; работы тогда начались, но не завершились. В 1990-е появились планы реставрации дворца для нового владельца, компании «Лукойл», — им тоже не суждено было сбыться. В 2011 году дом передали в оперативное управление СПбГУ, однако у университета до реставрации руки дошли только в прошлом году. Был объявлен тендер, который выиграло АО «Ренессанс-реставрация».

Как рассказал корреспонденту TANR производитель работ Андрей Рыжаков, на фасадах внутреннего парадного двора уже установлены кариатиды, но завершится отделка фасадов, скорее всего, лишь в октябре. «Очень много работ надо было увязать между собой, — сообщил Рыжаков. — Это и лепнина, и металлодекор, и скульптура, и все это зависело одно от другого. И конечно, сжатые сроки. Но мы стараемся не выбиваться из графика».

Архитектор Маргарита Штиглиц, потомок известной фамилии, участвовала в подготовке экспертного заключения для будущей реставрации дворца еще в конце 1980-х. По ее мнению, несмотря на то, что особняк давно уже находится в очень плохом состоянии, его все-таки можно вернуть к жизни: «Долгие годы здание передавали разным владельцам, разным инвесторам, но ничего хорошего из этого не вышло. Здание разрушалось, происходили печальные перемены: то не было отопления, то прорывало коммуникации. Но я уверена, что все еще можно восстановить. Тем более что есть богатая иконография, в первую очередь детально воспроизведенные интерьеры на акварелях Гау, немало фотографий, подробное описание».

В прошлом году из особняка Штиглица в Эрмитаж вывезли на временное хранение 13 живописных полотен, которые барон когда-то заказал для оформления дворца. Среди этих картин — ранее неизвестные экспертам произведения Ханса Макарта, Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера. На протяжении нескольких месяцев они демонстрировались публике на организованной Эрмитажем выставке в Главном штабе. По завершении выставки эти полотна остались в музее, где будут храниться до окончания реставрации особняка, после чего вернутся в родные стены. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+