The Art Newspaper Russia
Поиск

Работы Сутина в ГМИИ соединятся со старыми мастерами и современным искусством

Более полусотни работ художника из десятка европейских музеев и пяти западных и российских частных коллекций будут показаны на его первой ретроспективе в основном здании ГМИИ им. Пушкина

Хаим Сутин. «Женщина, входящая в воду». Около 1931. Фото: Музей искусства авангарда, Москва

Хаим Сутин. «Женщина, входящая в воду». Около 1931. Фото: Музей искусства авангарда, Москва

В российский музеях хранится лишь одно произведение Хаима Сутина (1893 — 1943) — «Автопортрет» 1920–1921 годов из Эрмитажа. Около десятка работ художника участвовали в выставке «Парижская школа» в 2011 году, и еще несколько было показано в проекте, посвященном Музею искусства авангарда Вячеслава Кантора. Но в целом Сутин — художник, прежде у нас невиданный. А ведь половина современного мира (как минимум американские и британские художники-экспрессионисты) считает вклад Сутина не менее важным для искусства ХХ века, чем творчество Пабло Пикассо.

В ГМИИ приедет полсотни произведений, большая часть которых хранится в парижском Музее Оранжери, свой вклад внесли Центр Помпиду, Лувр, швейцарские, австрийские и английские музеи. Часть работ получена из западных и российских частных коллекций.

Под экспозицию выделили три зала, в которых обычно висит итальянская живопись (интерес проекту придает, кроме прочего, и то, что он идет одновременно с выставкой современного китайского художника Цай Гоцяна и экспозицией австрийских экспрессионистов Густава Климта и Эгона Шиле). Архитектурой выставки Сутина занимается Алексей Подкидышев, который выбрал для ее оформления насыщенный синий и фиолетовый (он уже работал в музее над выставкой Пиранези и экспозицией грузинского авангарда). А кураторы Клэр Бернарди из музея Орсе и Сурия Садекова из ГМИИ сосредоточились не только на авангардных качествах работ художника, но и на его стремлении к классицизму.

В каждом разделе: портреты, натюрморты, пейзажи — будут представлены не только работы Хаима Сутина, но и произведения старых мастеров и современных художников. «Голова старика» Фрагонара (1760-е) должна подчеркнуть, как внимательно Сутин, постоянно посещавший Лувр, изучал фактуру живописи предшественников. А рисунок с женской фигурой Виллема де Кунинга (1960-е) — показать, какое сильное влияние оказала эмоциональная живопись Сутина на американских экспрессионистов. Самым драматичным наверняка будет зал, посвященный натюрморту, — тут будет показано полотно Хаима Сутина из серии с разделанными бычьими тушами. Но самое удивительное сопоставление, пожалуй, ждет зрителей в зале пейзажа: контрапунктом к неуправляемым эмоциям и извивам сутинских деревьев и лестниц станет «Великодушие Сципиона» Никола Пуссена 1640 года — образец французского классицизма, идеальный до скучности. «Сутин, раздираемый эмоциями и создававший на первый взгляд хаотичные, беспорядочные пейзажи, неустанно искал классическую гармонию, — говорит куратор Сурия Садекова. — Будучи иностранцем, он упорно стремился не просто к полной интеграции во французскую культуру, а мечтал стать ее неотъемлемой частью. И, безусловно, именно в истинно французском стройном, рациональном творчестве Пуссена воплотилось все то, к чему стремился Сутин».

ГМИИ им. Пушкина
Хаим Сутин. Ретроспектива
С 24 октября 2017 по 21 января 2018

Материалы по теме
Просмотры: 7925
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
10
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru