The Art Newspaper Russia
Поиск

Работы Сутина в ГМИИ соединятся со старыми мастерами и современным искусством

Более полусотни работ художника из десятка европейских музеев и пяти западных и российских частных коллекций будут показаны на его первой ретроспективе в основном здании ГМИИ им. Пушкина

Хаим Сутин. «Женщина, входящая в воду». Около 1931. Фото: Музей искусства авангарда, Москва

Хаим Сутин. «Женщина, входящая в воду». Около 1931. Фото: Музей искусства авангарда, Москва

В российский музеях хранится лишь одно произведение Хаима Сутина (1893 — 1943) — «Автопортрет» 1920–1921 годов из Эрмитажа. Около десятка работ художника участвовали в выставке «Парижская школа» в 2011 году, и еще несколько было показано в проекте, посвященном Музею искусства авангарда Вячеслава Кантора. Но в целом Сутин — художник, прежде у нас невиданный. А ведь половина современного мира (как минимум американские и британские художники-экспрессионисты) считает вклад Сутина не менее важным для искусства ХХ века, чем творчество Пабло Пикассо.

В ГМИИ приедет полсотни произведений, большая часть которых хранится в парижском Музее Оранжери, свой вклад внесли Центр Помпиду, Лувр, швейцарские, австрийские и английские музеи. Часть работ получена из западных и российских частных коллекций.

Под экспозицию выделили три зала, в которых обычно висит итальянская живопись (интерес проекту придает, кроме прочего, и то, что он идет одновременно с выставкой современного китайского художника Цай Гоцяна и экспозицией австрийских экспрессионистов Густава Климта и Эгона Шиле). Архитектурой выставки Сутина занимается Алексей Подкидышев, который выбрал для ее оформления насыщенный синий и фиолетовый (он уже работал в музее над выставкой Пиранези и экспозицией грузинского авангарда). А кураторы Клэр Бернарди из музея Орсе и Сурия Садекова из ГМИИ сосредоточились не только на авангардных качествах работ художника, но и на его стремлении к классицизму.

В каждом разделе: портреты, натюрморты, пейзажи — будут представлены не только работы Хаима Сутина, но и произведения старых мастеров и современных художников. «Голова старика» Фрагонара (1760-е) должна подчеркнуть, как внимательно Сутин, постоянно посещавший Лувр, изучал фактуру живописи предшественников. А рисунок с женской фигурой Виллема де Кунинга (1960-е) — показать, какое сильное влияние оказала эмоциональная живопись Сутина на американских экспрессионистов. Самым драматичным наверняка будет зал, посвященный натюрморту, — тут будет показано полотно Хаима Сутина из серии с разделанными бычьими тушами. Но самое удивительное сопоставление, пожалуй, ждет зрителей в зале пейзажа: контрапунктом к неуправляемым эмоциям и извивам сутинских деревьев и лестниц станет «Великодушие Сципиона» Никола Пуссена 1640 года — образец французского классицизма, идеальный до скучности. «Сутин, раздираемый эмоциями и создававший на первый взгляд хаотичные, беспорядочные пейзажи, неустанно искал классическую гармонию, — говорит куратор Сурия Садекова. — Будучи иностранцем, он упорно стремился не просто к полной интеграции во французскую культуру, а мечтал стать ее неотъемлемой частью. И, безусловно, именно в истинно французском стройном, рациональном творчестве Пуссена воплотилось все то, к чему стремился Сутин».

ГМИИ им. Пушкина
Хаим Сутин. Ретроспектива
С 24 октября 2017 по 21 января 2018

Материалы по теме
Просмотры: 9440
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
5
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
6
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
7
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
8
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
9
Выставка последнего «бубнововалетца» Моисея Фейгина открывается в галерее Artstory
«И смеюсь, и плачу» — так описывал суть своего искусства Моисей Фейгин, соратник Аристарха Лентулова и Ильи Машкова.
21 ноября 2019
10
ГМИИ им. А.С.Пушкина откроет филиал в Самаре
Основной акцент в работе филиала планируется сделать на взаимодействии с молодежью, изучении мировых цивилизаций и показе произведений мирового искусства.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru