The Art Newspaper Russia
Поиск

«Почему я еще не самый дорогой?» Денис Белькевич отвечает художникам. Пример 8. Восемь на восемь. Часть 2

Что делать начинающему художнику, чтобы его стоимость неуклонно росла? Как мэтру российского рынка войти в круг лидеров продаж не только в нетрезвой компании на вечеринках Miami Art Basel? Что понимать под стоимостью искусства и как она устанавливается? Еженедельно мы будем брать для разбора российских художников, как признанных, так и молодых, и стараться понять причины их текущего положения на рынке.

Сразу определим правила игры. Мы просветим карьеру художника на предмет составляющих его рыночной стоимости: ступень развития карьеры, наличие работ в значимых частных коллекциях и публичных музеях, информационная активность (наличие интернет-сайта, блогов и внимания СМИ), количество и периодичность выставок, участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Но в первую очередь мы будем судить о художнике по результатам аукционных продаж как единственном публичном источнике цен.

С учетом редакционного формата поздравления с 8 Марта растянулись на две недели. Первая часть статьи принесла показательный фидбэк от родителей одной из упомянутых художниц. Для начала претензии автору были переданы не лично, а через Чарльза Огюстуса Милвертона российского арт-рынка (на всякий случай напомним, что это персонаж произведений Артура Конан Дойля, известный как «король шантажа»; впрочем, о ком мы говорим в данном контексте, думайте сами). После нашей просьбы обращаться напрямую в редакцию было получено полуофициальное письмо, не содержавшее ни обращения к адресату, ни других общепринятых правил переписки. Суммировав претензии, ответим тезисно на то, что считаем интересным.

1. «Сайт у нашей дочки есть, вы его просто не нашли». Ответ один: индексируйте сайты! Если его не нашли мы — кто его может найти? Когда на первых десяти страницах поисковика при запросе «имя + фамилия + художник» не появляется желаемая ссылка, считайте, что сайта нет.

2. «Что вы понимаете, ее работы шейх покупает». Охотно верим. Половину наших молодых художников шейх покупает и, судя по частоте произнесения этой фразы, не знает, куда девать их работы, дворец переполнен. Ну а если серьезно, то года три назад «шейх» как информационный повод прошел бы, но сегодня с ним лучше дружить — если и впрямь купил, — но не оглашать: шейхи — народ обидчивый. Кстати, хорошая знакомая авторов материала курирует все аукционные закупки стран Ближнего Востока. Мы отправили ей запрос о художнике и очень ждем ответа.

3. «Работа стоила дороже, чем вы указали». Извините, вся аукционная статистика ведет отсчет с «хаммер-прайса» — цены, на которой упал молоток. Шейх заплатил с учетом комиссии, и эта сумма всегда больше нравится авторам. Давайте тогда публиковать и суммы, которые получил продавец или художник, за вычетом его комиссии, что будет еще меньше. Нет? Вот и рынок с вами согласен.

4. «Лот состоял из нескольких работ, а вы сочли за одну». Конечно. Если бы мы считали нитки в клубке у Тани Ахметгалиевой, то она ушла бы в лидеры продаж. И потом, давайте научимся правильно называть лоты, это важно не столько для последующих публикаций, сколько в первую очередь для успешной продажи. Взяв в руки аукционный каталог, потенциальный покупатель должен понимать, что его ждет. Грамотно составленное описание лота будет, к примеру, включать фразу «six рieces» («шесть предметов»), а если ограничиться цифрой в скобках, подумают про серию или тираж. Или вообще оставят лот за скобками.

В противовес упомянутому письму на прошлой неделе мы получили другое — от молодой художницы. Текст примерно такой: «Я не знаю, собираетесь вы писать обо мне или нет, но на всякий случай вот мой сайт, вот пресс-релиз с выверенными данными и прочее…» Нужно сказать, что о ней мы написали бы в любом случае, но такой подход кажется нам куда более профессиональным. И главное, человек понимает, что с прессой нужно дружить.

Итак, по нашему мнению, среди женской части молодых российских художников наибольшую вероятность первого появления на аукционных торгах в 2014 году имеют следующие имена.

Мария Агуреева

Родилась в Теплогорске (Украина) в 1985 году. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (графический дизайн, 2009). Член союза художников IFA. Имеет в активе персональные выставки в Москве, Санкт-Петербурге и Хельсинки, в перечне групповых выставок к упомянутым городам следует добавить Лондон. Участник Специальной программы III Московской международной биеннале молодого искусства. Работы принимали участие в ярмарках «Арт Москва» и «Арт-Хельсинки» (2010). Номинант общественной премии за интеллектуальные достижения в современном искусстве «ЛомоносовАрт» (2012), номинант Премии Кандинского (2013). Направления: живопись, фотография, перформанс. Работы находятся в частных коллекциях в Великобритании, России и Финляндии. Живет и работает в Москве. Официальный сайт: agureeva.com.

Цитата: «Из реальности, где «мир принадлежит мужчинам» я перетекла в реальность, где есть определенный, хоть и очень сложный баланс в гендерном вопросе: «женщина может реализовывать себя, манипулируя мужчинами, расплачиваясь «фальшивыми обещаниями» как фальшивой валютой, а мужчины готовы принимать их в оплату» — на таком вот хрупком равновесии и существует система социального лифта для современной женщины».

Дальние родственники: Питер Дойг, Ричард Принс.

Прогноз: художница представлена тремя галереями — питерской AL Gallery и московскими GridchinHall и Pechersky Gallery. В частности, среди 13 авторов последней 9 художников уже имеют аукционные прецеденты. Верим, что общими силами Мария выйдет с работами на публичные торги: она готова как к российским продажам, так и к интересу международной арт-среды (с оговоркой, что русские торги проходят двумя неделями позже Post-War & Contemporary, а это сужает круг потенциальных коллекционеров). Как вариант — ближайшие Sotheby’s Contemporary East.

С чем выходить на аукцион: инсталляцию оставляем за скобками, среди форматных работ выделим серии «Раскопки. Серый и движение» и «Формоцвет». Диасек нынче в ходу, транспортировать легко, гвоздик в стену — и висит.

Виктория Белякова

Родилась в Москве в 1982 году. Окончила Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (факультет пространственно-средового дизайна, 2002), Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (художественный факультет, художник-постановщик кино и ТВ, 2013), оба заведения — с красным дипломом. В качестве художника кино участвовала в групповых выставках в Театральном центре «На Страстном», в Государственном Кремлевском дворце. Победитель международного конкурса Martini Art Weekend (2011). В 2012 году прочла серию лекций для молодых художников в рамках I Международной биеннале в Киеве, была куратором выставки-ярмарки фестиваля молодого искусства «АртПарк», в которой участвовало более 70 художников из России и зарубежья. Преподает живопись в Московской школе кино. Первая персональная выставка живописи состоялась в 2012 году в залах Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». По версии интернет-издания Look At Me, вошла в список «Тридцати мировых художников, которых будут обсуждать в 2012 году». Направления: живопись, графика. Живет и работает в Москве. Официальный сайт: victoriabelyakova.com.

Цитата: «Я знаю, что некоторые умения делают меня уникальной, потому что так, как я, больше не может никто. И это очень важное ощущение, оно ценно для творчества и для понимания себя».

Дальние родственники: Герхард Рихтер.

Прогноз: художница имеет собственного представителя, работающего по запросу: понравилось и обратились — договорились и купили. Цепочку следовало бы расширить до серьезного менеджмента, включающего и аукционную работу, ведь потенциально Виктория Белякова — один из самых сильных с технической стороны и интересных миру наших молодых живописцев.

С чем выходить на аукцион: с отработанным в последние годы абстрактным импрессионизмом, в котором с недавних пор стали появляться портреты.

Ирина Дрозд

Родилась в Ржеве в 1980 году. Окончила Тверское художественное училище им. А. Г. Венецианова (живопись, 2002), Высшую художественную школу (Берлин, 2007), Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (монументально-декоративная живопись, 2009). Участник международной резиденции Cite Internationale des Arts (Париж, 2010, 2013). Имеет семь персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге и Цюрихе и около 40 групповых проектов в Македонии, Нидерландах, России и Франции. Работы находятся в собраниях ММСИ-ММОМА, ГЦСИ, частных коллекциях в Германии, Италии, России и США. Направления: живопись, инсталляция. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Официальный сайт делит с мужем, художником Иваном Плющом: plusch-drozd.com. Very cute.

Цитата: «Появилась куча одноразовых мастеров, которые выстреливали каким-то проектом, а потом сливались, впадали в депрессию. Об этой цене мы и говорим. Чем готов заплатить художник за свое место в современном искусстве? Ради этого я сама взялась за кураторство».

Дальние родственники: Марлен Дюма, Дэвид Хокни.

Прогноз: Как и у супруга Ивана Плюща, у Ирины Дрозд пока нет публичных продаж (за исключением благотворительного аукциона в ГЦСИ 2012 года, где работа была продана за 80 тыс. руб.), и это дает российским функционерам возможность разыграть дуплет «Ромео и Джульетта» на аукционных торгах. По инсайдерской информации, скоро у творческой пары может появиться один представитель на двоих — ему и карты в руки (а с него — перепост данного материала, как обычно). Для зарубежных торгов, в первом приближении французских аукционных домов второй руки, Ирина Дрозд — давно готовый, сформировавшийся художник. А там и мегамонстры подтянутся.

С чем выходить на аукцион: с серией «Конкурс красоты», получившей хорошие отзывы в западной прессе.

Екатерина Емельянова

Родилась в Москве в 1984 году. Окончила Московскую финансово-юридическую академию (правоведение, 2008), Российский государственный гуманитарный университет (искусствоведение, 2010). Живописи обучалась в мастерской Юрия Купера в Париже. Участник международного конкурса Martini Art Weekend (2011), III Московской биеннале современного искусства с параллельным проектом Znak Otveta, установленным на территории Центра дизайна Artplay, возле храма Христа Спасителя и терминале D аэропорта «Внуково». Первая персональная выставка состоялась в ММСИ-ММОМА в 2012 году. Работы находятся в частных коллекциях в ОАЭ, России и США. Направления: живопись, инсталляция. Живет и работает в Москве. Официальный сайт: ee-cc.com.

Цитата: «Порою кажется, что жизнь ставит перед нами знак вопроса. На самом деле она рисует нам знак ответа».

Дальние родственники: Лучо Фонтана, Кристофер Вул.

Прогноз: поскольку художницей занимается галерея «25-й кадр», специализирующаяся на молодых талантах, о приватных продажах заботиться не приходится. Другое дело — публичные торги: в Москве они состоятся не ранее второй крупной выставки, за рубежом — в любое время при наличии заинтересованной стороны. Живой травяной газон, которым была вымощена выставка в ММСИ-ММОМА, вытоптали на вторые сутки, пришедшиеся на «Ночь музеев». Трава прочно осела в памяти москвичей, художница… будет понятно начиная со второй персональной истории.

С чем выходить на аукцион: с тем, что идеально ляжет на стену с высокими потолками. Что делать владельцу с длинными сопроводительными текстами? Зачитывать друзьям под легкий диджей-сет.

Маша Ив

Родилась в Набережных Челнах в 1986 году. Окончила Колледж декоративно-прикладного искусства № 36 им. К. Фаберже (2006), Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (2010). С 2005 года сотрудничает с модельером Андреем Бартеневым, совместно создала марку одежды Bartenev Sketch (2011). Член Союза художников России (2012). Единственная участница материала, не имевшая к данному моменту персональных выставок, однако участвовавшая в 18 групповых проектах, от «Архстояния» (2012) до Московской биеннале современного искусства (2009, 2011, 2013). Наибольшим публичным достижением можно назвать инсталляцию «Космос Малевича», экспонировавшуюся в холле Третьяковской галереи в 2013 году. Направления: живопись, инсталляция, перформанс. Живет и работает в Москве. Официальный сайт: mashaiv.blogspot.ru.

Цитата: «Когда мы приходим в галерею или музей и видим тот или иной предмет искусства, мы визуально оцениваем его, нравится или нет, и только после этого, может быть, мы прочитаем концепцию».

Дальние родственники: Роберт Раушенберг.

Прогноз: сопровождение радостно скачущего Бартенева и стояние на «Архстоянии» — это хорошо, но фактически ничто. В 2014 году художница обзавелась персональным менеджером, который начал маркетинговую работу с портфолио, сайта и — внимание! — возможности выхода на публичные торги для фиксации первичной стоимости работ. Об этом не все могут сказать прямо, поэтому такой прецедент мы включаем в статью — прежде всего, в качестве аванса объявленным намерениям. Кроме того, под паутиной групповых выставок обнаружилось, что Мария Иванова (настоящее имя художницы) достойно поработала с живописью и коллажем, правда складывая работы в шкаф.

С чем выходить на аукцион: однозначно с осмысленным социально значимым коллажем либо с тем, что будет презентовано в 2014 году.

Полина Канис

Родилась в Санкт-Петербурге в 1985 году. Окончила Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Номинант Премии Кандинского («Молодой художник», 2010), государственной премии «Инновация» («Новая генерация» 2011), лауреат Премии Кандинского («Молодой художник года. Проект года», 2012). Проведена одна персональная выставка — в Москве в 2012 году; участница 13 групповых выставок в Австрии, Польше, России и на Украине. Направления: фотография, мультимедийное искусство. Живет и работает в Москве. Официальный сайт: polinakanis.wix.com/works.

Цитата: «Ты же работы делаешь не для кого-то, а для себя. Я практически ничего не могу сказать о них и о своем к ним отношении, для меня это как материал, эскиз. Надеюсь, когда-то я сделаю то, что меня устроит, но пока этого не случилось».

Дальние родственники: ранняя Марина Абрамович.

Прогноз: московская галерея PaperWorks, работающая с художницей, обязалась стать одним из инициаторов рыночного прорыва российских авторов в западную аукционную обойму. Резонно возникнет вопрос: с каким материалом выводить на торги Полину Канис? Если спустя два года после Премии Кандинского она не появилась на аукционе, значит, вопрос актуален для всех. Правда, Владимир Овчаренко тогда был галеристом… Кто первый?

С чем выходить на аукцион: фотосерия «Мечты» как универсальный формат; социальная история Сare может вызывать западные восторги на выставке, но на торгах останется непроданной: социальная ответственность и домашний интерьер — понятия абсолютно разные, даже на Западе.

Дарья Суровцева

Родилась в Москве в 1980 году. Окончила Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова (отделение керамики, 2003). Стажировалась на Национальной севрской мануфактуре (Париж, 2004–2005). Член Московского союза художников, Московского союза дизайнеров и Maison des Artists (Франция). С 2010 года имеет более 15 персональных выставок и около 10 групповых проектов в России и Франции. Участник параллельной программы IV Московской биеннале современного искусства (2012), ярмарки Art Paris (2013). Работы находятся в коллекциях Русского музея, Государственного музея А. Бурганова, фонда ArtExEast (Швейцария) и в частных собраниях Австрии, Бельгии, России, США, Франции, Швейцарии и Южной Кореи. Направления: скульптура, инсталляция. Живет и работает в Париже. Официального сайта не имеет.

Цитата: «Я не говорю ничего нового, но, если вы преданы своей профессии и у вас внутри сидит жучок, который заставляет вас по утрам (или по ночам) вскакивать и что-то делать, тогда все помогут. Если вы режиссер или актер, если вы творческий человек и это единственное, чему подчинена вся ваша жизнь, идите — и вы получите все документы и все бумаги».

Дальние родственники: не найдены.

Прогноз: представлена в России Azarnova Gallery, в Европе — Barbarian Art Gallery. Судя по отсутствию работ на публичных торгах, частные продажи пока идут хорошо у всех участников пробега. В перспективе возможно скорое появление Дарьи Суровцевой на одном из зарубежных аукционов, причем начинать можно смело с «большой двойки», Sotheby’s и Christie’s.

С чем выходить на аукцион: с уникальным продуктом художницы — скульптурой из фарфора.

Анна Титова

Родилась в Екатеринбурге в 1984 году. Окончила Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра (2003), Школу искусств Глазго (2006), Институт проблем современного искусства (Москва, 2008), Академию искусств Валанд (Гетеборг, 2010). Номинант на Премию Кандинского («Молодой художник», 2008). Имеет пять персональных выставок, из которых четыре прошли в Москве и одна в Глазго, а также 17 групповых историй в Копенгагене, Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге. В 2011 году стала единственным художником, представлявшим Россию в основном проекте ILLUMInations 54-й Венецианской биеннале современного искусства (2011), отбор проводила лично куратор Биче Куригер. По мнению российского журнала «Форбс», входит в число наиболее перспективных молодых художников страны. Направления: фотография, инсталляция, скульптура. Живет и работает в Москве. Официального сайта не имеет.

Цитата: «Личное, а это не внутренний мир, меня никогда не интересовало, потому что оно не резистентно само по себе, это всегда объяснение — если не оправдание. Я считаю, что искусство работает, если оно может нарушать границы личного, академического, контекстуального и созерцательного. В своих работах я хочу прорезать дыру в реальность».

Дальние родственники: Урс Фишер.

Прогноз: художницу представляет московская «Галерея 21», регулярно участвующая в арт-ярмарках в России и за рубежом. Шанс на то, чтобы воспользоваться пиар-отзвуком Венецианской биеннале, считаем, упущен, для выхода на международные аукционные торги необходима хорошая зарубежная выставка. Большие сомнения вызывают и метания художницы среди направлений: начав с фотографии, Анна Титова ушла в инсталляцию и лишь недавно вышла на галерейный формат работ. Скажем, Louise Blouin Foundation имеет в собрании как раз фотографии Анны. Впрочем, мы бы не включали ее в список, не будь уверенными, что кто-то попытается продать несколько скульптур на российских торгах в ближайшее время.

С чем выходить на аукцион: срочно найти удобоваримый аукционный формат!

Предполагая вопросы «а где гениальный художник <имя>?», скажем кратко о некоторых громких именах, не вошедших в материал. В частности, наш авангард медиаарта — Виктория Марченкова, Анастасия Потемкина, Анастасия Рябова — принципиально не имеет шансов войти в аукционную среду в ближайшие годы. Видеоарт из рук вон плохо продается даже на Западе, а в российском сознании словосочетание «покупать видео» и вовсе посчитали бы зазорным: все привыкли бесплатно скачивать из Интернета. Единственным, кто может толкнуть коллекционеру «mpeg4 с историей», остается Дмитрий Ханкин; впрочем, он может толкнуть все что угодно. Подозрение, что наши продвинутые институции выпускают художников не приспособленными к среде выживания, крепнет. В частности, объяснили ли Ксении Сорокиной, что перформанс в мировом масштабе принес деньги лишь Марине Абрамович, да и то как куратору коммерческих проектов после создания имени? В российском поле уважаемый Олег Кулик быстро перешел на пригодный для аукционов формат, вспомнив, что фотограф зарабатывает больше модели, даже если он пляжный фотограф. Обидно за вдумчивые инсталляции Кати Сиверс, художницы не только талантливой, но и обладающей редкими арт-данными: тактичностью и благодарностью. Ну а Надежду Толоконникову с Марией Алехиной и назвать-то художниками нельзя: они тэгируются как современные философы. И аукционы светят разве что их балаклавам, но не искусству.

Просмотры: 3063
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
3
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
4
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
5
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
6
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
7
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
8
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
9
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
10
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru