Стрит-арт в Московском музее современного искусства, Гончарова и Бакст в галерее «Наши художники», картины Гутова в «Триумфе» и несуществующий «Реквием» Корина в Третьяковке — самые интересные выставки этой недели.
В Московском музее современного искусства идет персональная выставка уличного художника Паши 183 (Павла Пухова), трагически ушедшего из жизни в прошлом году. Кураторы — Полина Борисова и художник Кирилл Кто (Кирилл Лебедев). На вопрос, почему именно Кирилл Кто делает выставку, он ответил: «А кто еще?» Паша Пухов был близким другом Кирилла. При этом он сразу добавляет, что еще при жизни Паши понимал, что рано или поздно тот окажется в музее. И безумно нелепо, что это случилось при таких обстоятельствах. Паша создал много уличных работ: световых проекций, инсталляций, постеров, объектов и интервенций в городскую среду. Экспозиция поделена на две части: острые, рефлексивные работы на тему рока, поэзии и чисто визуальные, городские sitespecific (работы, привязанные к конкретному месту). Все аннотации к работам взяты из Пашиных интервью. «Паша очень не любил, когда его работы могли трактоваться по-разному», — говорит Кирилл. Планируются и две дискуссии о стрит-арте с приглашенными западными экспертами.
Галерея «Наши художники» показывает «Работу над орнаментом». Взгляд на орнамент как на самостоятельное произведение возник в начале XX века, когда многие известные художники стали расширять сферу своей деятельности за счет эскизов для обойной и текстильной промышленности. Наталия Гончарова, чью живопись отличает яркая декоративность, не могла остаться в стороне. В галерее представлено 16 эскизов в восточном стиле, созданных ею в 1920-х годах. Часть их в японском духе, в других очевидны индийские мотивы, ставшие популярными благодаря шотландской мануфактуре в Пейсли, начавшей воспроизводить «турецкие огурцы» на шерстяных шалях. Вторая часть выставки посвящена результатам работы галереи по материалам прошлогоднего проекта «Лев Бакст. Открытие материи», где выставлялось 33 образца узоров для тканей, созданных художником в 1924 году для шелковой мануфактуры Артура Селига в Нью-Йорке. Тогда эскизы так и не были использованы, а теперь 16 из них в 50 экземплярах напечатаны на тканях итальянской фабрикой к московской выставке.
В галерее «Триумф» проходит выставка «Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка» Дмитрия Гутова. На этот раз, в отличие от прошлогодней «Гений нуждается в оргии», где были представлены металлические конструкции, Гутов выступает в роли живописца. Выставка в «Триумфе» масштабная: представлено более 80 картин, ставших результатом нескольких месяцев практически отшельничества и активной работы.
В ГТГ на Крымском Валу идет «Павел Корин. «Реквием». К истории «Руси уходящей». Подготовке к главному своему произведению, картине «Реквием» (она же «Русь уходящая»), Павел Дмитриевич Корин посвятил всю жизнь. Или почти всю жизнь — в зависимости от того, как считать и чем датировать окончание этой эпопеи. Картина в итоге написана так и не была, став уникальным прецедентом, когда magnum оpus’ом большого художника считается произведение несуществующее. От нее остались лишь упомянутые эскизы и заказанный в Ленинграде гигантский холст (5,5 х 9,4 м) без швов, загрунтованный и установленный на станке, напоминающем скорее часть судостроительного стапеля, чем инструмент живописца. Он и представлен в Третьяковке в окружении подготовительных этюдов, эскизов и портретов к предполагаемой картине. Экспозицию дополняют пара документальных фильмов и транслируемая запись «Второго концерта» Рахманинова, масса любопытной мелкой эскизной графики и биографические сведения о лицах, изображенных на 29 портретных эскизах, расставленных вдоль стен зала с тем же ритмом, как они стояли у Корина в мастерской. Добыть для выставки еще и холст, предварительно его подреставрировав (за десятилетия он впитал немало пыли и грязи), было идеей директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой.