The Art Newspaper Russia
Поиск

Вячеслав Тарновецкий. Мастер фотографии, считавший себя любителем

Центр фотографии им. братьев люмьер
Центр фотографии им. братьев люмьер

Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает пополнять свою «Антологию русской фотографии ХХ века. Фото 1980–1990»; на этот раз в фокусе Вячеслав Тарновецкий (1945–2002). Фотографией Тарновецкий увлекся еще в юности, в 1960 году, предпочитал широкую пленку и формат кадра 6 х 6, многие фотографии он сделал среднеформатной камерой «Искра», в том числе лучшие свои работы. Будучи физиком по образованию и преподавая на кафедре физики университета в родных Черновцах, Тарновецкий и не мечтал о славе фотографа, считая себя всего лишь любителем. В 1977 году Французская национальная библиотека запросила в свою коллекцию несколько работ Тарновецкого у журнала «Советское фото», куда он незадолго до этого отправил свои фотографии, — и это стало первым признанием фотографа. Сегодня работы Тарновецкого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Галерее искусств «Коркоран» в Вашингтоне и немецком музее «Эсслинген».

Тарновецкий любил работать сериями: заборы, дома, трубы, сетки, портреты — каждая в свою отдельную папку. Но в этом не было никакого концептуализма, никакой «литературы», он не давал названий своим фотографиям. Главным для него оставалась художественная форма и событие, живущее своей жизнью внутри этой формы. Следы покрышек на свежевыпавшем снегу, тень, отброшенная могучей вертикалью корабельного киля, пробивающийся сквозь узорчатую беседку свет. «Что такое фотографическое событие по Тарновецкому? Это событие, которое не находится на поверхности, но оно важно для фотографии. То есть фотографическое событие означает состояние объекта внутри кадра, состояние света, состояние композиции», — писал про него фотограф Борис Савельев, тоже уроженец Черновцов. «Не обратить внимание на Тарновецкого, рассматривая историю советской фотографии 1970–1980-х, просто невозможно, — рассказывает куратор выставки Катерина Зуева. — Посмотрите издания, которые выходили за границей в конце 1980-х, на пике интереса к перестроечному искусству на Западе. Тарновецкий есть во всех». Однако он так и не получил должного признания на родине: в советское время работы Тарновецкого печатали в основном зарубежные издания, а в 1990-х он участвовал в редких коллективных выставках. Поэтому нынешняя выставка, помимо прочего, важна и тем, что это первая за долгое время персональная выставка Тарновецкого в России. В экспозиции, подготовленной совместно с вдовой фотографа Майей Полищук, порядка 60 работ, представляющих разные периоды творчества мастера. — Филипп Брукк
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Десять папок Вячеслава Тарновецкого

Москва
13 марта — 27 апреля

Просмотры: 1606
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
3
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
4
Галеристы, художники и коллекционеры сложились в Cube
Новое галерейное объединение показывает и продает современное искусство в здании отеля в самом центре Москвы. Как и зачем — рассказали его основательницы.
21 февраля 2019
5
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
6
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
7
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
8
Музей Метрополитен вернет Египту украденный саркофаг
Руководство музея признало, что стало жертвой мошенничества, и намерено пересмотреть процедуру включения в собрание древностей.
18 февраля 2019
9
Наше абстрактное искусство: теперь конкретно
Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей.
21 февраля 2019
10
«Страна одноразовых вещей» Ивана Языкова открылась в Музее Москвы
Выставка представляет микродрамы и ведуты о современной жизни, кропотливо созданные вручную.
19 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru