The Art Newspaper Russia
Поиск

Убежище ангелов и святых

Книга, изданная Метрополитен-­музеем, в 30 очерках исследует Иерусалим в Средние века, когда «город был домом наибольшему числу культур, религий и языков»

На недавней выставке «После Караваджо» в лондонской Национальной галерее экспонировался холст, отличавшийся особой пронзительностью. Гефсиманский сад. В кромешной тьме лишь огонь факелов отражается на доспехах солдат. Иуда, подавшийся вперед в предательском поцелуе. Лицо Иисуса, наполненное в минуту пленения мучительной красотой. Волнующий сюжет, с такой силой отраженный Караваджо, мог бы стать символом города, где происходили эти события.
Иерусалим и сегодня продолжает вызывать сложные чувства. Постоянно растет количество людей, пораженных «иерусалимским синдромом», когда после посещения святых мест у паломников возникает комплекс мессии. И нет на земле другого такого места, где так бурлила бы мощная смесь культур, религий и национальностей. Мольба царя Давида в вавилонском пленении отзывается в душах людей любых вероисповеданий, стоит им только задуматься о значении этого города: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иеру­салима во главе веселия моего».

Книгу, изданную Метрополитен-музеем, приурочили к прошлогодней выставке. В ней в 30 очерках исследуется мультикультурализм города в Средние века, включая торговлю и паломничество, расцветшие между 1000 и 1400 годами. Именно тогда «более, чем в любой другой период, город был домом наибольшему числу культур, религий и языков». Несомненный интерес вызывают глава о влиянии на Иерусалим францисканцев (оно восходит к первому посещению города святым Франциском в 1219-м) и очерк о меценатской деятельности мусульманских женщин, написанный на основе помещенных здесь же текстов из Корана 1358 года. А иранская книга примерно 1335 года из библиотеки стамбульского дворца-музея Топкапы дает представление о мастерстве мусульман-шиитов, которые, в отличие от суннитов, не отказывались от фигуративности в изобразительных искусствах.

Авторы сборника стремились соблюсти баланс между разными вероисповеданиями и видами искусства, нашедшими свое отражение в истории Иерусалима. Эсхатология, наполняющая образы города, который Саладин называл убежищем «ангелов и святых», рассмотрена в главе «В поисках вечного Иеру­салима» с парой иллюстраций из древнееврейской рукописи «Барселонская Агада» (около 1360) из Британской библиотеки.

В Средние века подобные места паломничества «действовали как пороговые пространства, снимающие религиозные, социальные и гендерные различия» и воспринимались как «убежище ангелов и святых».

«Иерусалимский синдром», об открытии которого впервые сообщил Британский журнал психиатрии в 2000 году, можно приложить к любой стадии исторического развития этого города. Только за предыдущее десятилетие 1,2 тыс. иностранных туристов были госпитализированы после посещения Иерусалима с «тяжелыми психическими расстройствами». 

Просмотры: 1570
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru