18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Василий Бычков: «Я три раза подступался к реконструкции ЦДХ»

Директор Центрального дома художника и глава выставочной компании «Экспо-парк» рассказал о судьбе вверенного ему общественного пространства — в контексте возможной ликвидации Международной конфедерации союзов художников, собственника здания

Что происходит с ЦДХ?

Двенадцатого июля Верховный суд по иску Министерства юстиции вынес решение о ликвидации Международной конфедерации союзов художников за ряд нарушений. Будет подана апелляция. В случае отрицательного окончательного решения уполномоченный судом Союз художников России приступит к ликвидации имущественного комплекса конфедерации, который, помимо ЦДХ, состоит из центра подготовки выставок в Медведкове, Подольского завода художественных материалов, Дома творчества — студии «Сенеж». А также немаловажной частью имущества конфедерации является коллекция советского искусства. Все это в свое время, после распада СССР, перешло ей по наследству от Союза художников СССР.

Есть прогноз, что ЦДХ и коллекция скоро перейдут в собственность Третьяковской галереи.

Не факт. Есть и другие варианты. Например, РОСИЗО или Союз художников России. Я с Зельфирой Исмаиловной Трегуловой беседовал на эту тему, она тоже пока пожимает плечами. Если обсуждать коллекцию, то, наверное, только некоторые вещи могут быть интересны Третьяковской галерее. Что касается здания, то по крайней мере до реконструкции, намеченной на 2020-е годы, при отсутствии климат-контроля устраивать длительные экспозиции музейного уровня там невозможно.

Но ведь эту площадку можно сделать образовательной или мультимедиа.

Конечно. Или сделать запасник: лишние квадратные метры никому не помешают. Но какими силами и на какой бюджет это содержать? Ведь это минимум 200 млн руб. в год, а еще ведь проекты делать нужно. Серьезный проект стоит минимум $200 тыс., и таких на площади 10 тыс. кв. м нужно много.

А что происходит в самой конфедерации? Как себя чувствует ее глава, Масут Фаткулин?

Естественно, что обрушившиеся на конфедерацию проверки — это событие неприятное и, надо сказать, неожиданное. Масут Махмудович находится в энергичном состоянии, нет никакой паники, он отстаивает свои права и считает, что нарушений, многие из которых уже устранены, недостаточно для того, чтобы ликвидировать конфедерацию. Ведь речь идет не о террористической деятельности, ущербе целостности государства или провоцировании межнациональной розни. Наоборот, это реально единственная организация, которая объединяет художников из стран СНГ.

Есть несколько претензий к ней со стороны Министерства юстиции. К примеру, сдача в аренду помещений организациям, не имеющим отношения к искусству и культуре. Конфедерация сдает в аренду здание своей 100%-ной дочке ЦДХ. Арендаторами ЦДХ являются только профильные организации: художественные салоны, багетные мастерские, антикварные галереи (лучшие), лучший в стране магазин художественных материалов «Красный карандаш», компании по организации выставок и строительству экспозиций.

Также есть претензия, что сдается площадь в аренду ресторану. Это вообще абсурд. Во-первых, он был изначально заложен в планировке здания. Там питаются как минимум сотрудники ГТГ, ЦДХ и все участники выставок. Во-вторых, ресторан — это практически убыточная история, с чем мы просто вынуждены мириться. Кого я только туда не приглашал быть оператором! И Новикова, и Деллоса — все отказались. В какой-то момент за дело взялся Митя Борисов, но спустя два года ушел. Ни один ресторан не выдерживает такой нестабильной посещаемости: сегодня 10 тыс. человек на non/fiction, а завтра — 100 сотрудников ЦДХ и ГТГ. Посещаемость художественных выставок несравнимо меньше, чем «АРХ Москвы» или «Дизайна и рекламы». Притом что мне удалось создать плотное и разнообразное расписание, а постоянной коллекции у нас нет.

Следующая претензия касается коллекции и продажи части работ на аукционе Sotheby’s. У меня нет компетенции давать экспертную оценку о заниженных или завышенных ценах, но я точно знаю, что все налоги с вырученных средств были заплачены, а купленные картины вернулись на родину. На эти деньги был построен еще один эскалатор, сделаны две вентиляционные камеры, произведена реконструкция и оборудование концертного зала, облицованы колонны, выполнено мощение территории, в пяти залах переложен паркет. Назвать это разбазариванием народного достояния я не могу.

Как тревожные новости отражаются на деятельности директора ЦДХ?

Очень плохо. Сотрудники и партнеры пребывают в волнении. К тому же выставочный план формируется заранее. Только в прошлом году мы провели 234 персональные и групповые выставки и 23 крупных проекта. Неопределенность наносит ущерб всему процессу: в эти дни я занимаюсь в основном тем, что успокаиваю сотрудников и партнеров, уверяя, что все будет хорошо.

Но компания «Экспо-парк» все культовые проекты может проводить и на других крупных площадках.

Да, может, и, конечно, если произойдут кардинальные изменения, именно так мы и поступим. Я все время держу это в голове. Но каждый из этих проектов «заточен» под ЦДХ. К примеру, ярмарка non/fiction очень удобно зонирована по этажам: детская литература и литература для взрослых. И вообще, есть такое понятие, как «лояльность места»: все проекты здесь родились, ЦДХ без них не выживет, так как они профильные, самоокупаемые, и именно они развивают эту площадку.

Я помню, что были планы освоения крыши и подвальных помещений. Почему не удалось их реализовать?

Три раза я подступался к возможной реконструкции ЦДХ. В свое время именно из-за этой перспективы я и согласился стать его директором. Было много сделано. В какой-то момент я представлял тогдашнему министру Михаилу Швыдкому суперкоманду из специалистов бюро James McAdam, Jones Lang LaSalle, Bovis, а возглавлял команду Ян Вудвард. На следующем этапе я обсуждал реконструкцию ЦДХ с Ремом Колхасом. Все планы рассыпались в кризис 2008–2009 годов. А планировались новые выставочные площади, фестивальный зал на 2 тыс. человек, огромный книжный магазин, постоянная экспозиция — такой культурный мегамолл, похожий на Центр Жоржа Помпиду. Это я точно знаю. Николай Петрович Сукоян (архитектор выставочного здания на Крымском Валу. — TANR) рассказывал мне, что он одним глазом туда смотрел.

Что из главных проектов в ЦДХ провал, а что — победа?

К сожалению, «АРТ Москва» — это поражение. Поражение в борьбе с упавшим рынком. Горжусь Биеннале дизайна, Антикварным салоном, Форумом коллекционеров, «АРХ Москвой». И конечно, было очень приятно получить национальную премию «Большая книга» в номинации «За вклад в литературу» за non/fiction как главное литературное событие года.

Действительно, много легендарных проектов. Несмотря на это, площадка ЦДХ не видится целостным, концептуальным и системным проектом. Почему?

Если вы существуете на гарантированные постоянные дотации, вы можете выстроить любую культурную политику. Вы имеете возможность делать роскошные дорогие проекты, показывать только лучшее, поддерживать молодых, причем только лучших, на ваш вкус. Вы можете выбрать специализацию. Например, специализироваться в области современного искусства или в области фотографии. Но если у вас нет финансирования извне, вы такую роскошь себе позволить не можете, и ваш путь — самая демократичная культурная политика, что, естественно, может выглядеть эклектично.

И как такая площадка может выжить?

Такая площадка может выжить, если будет представлять очень широкий спектр контента, эдакий плюрализм и в тематике, и в функции представления культуры. Это что касается экономики. Но и с точки зрения идеологии модели ЦДХ необходимо показывать не только лучших из лучших, но и второй, третий и даже десятый уровень авторов.

Что вы имеете в виду?

Что касается главной функции ЦДХ — показа изобразительного искусства, то нужно выставлять звезд уровня Тони Крэгга и Олега Кулика, академиков, известных и не очень известных художников, совсем неизвестных, замечательных и не очень замечательных, не допуская падения ниже определенного профессионального уровня. К примеру, в Москве около 170 театров, и далеко не все из них дотягивают до уровня Ленкома или МХАТа, но все это — общая ткань культуры. Художник должен иметь право и возможность показать себя обществу и критикам. Есть такое выражение: «стена все покажет». Это важная функция и миссия ЦДХ. Это часть художественного процесса. Должна быть богатая палитра авторов. И как мне кажется, ЦДХ имеет опыт создания успешной и самоокупаемой модели такого разнообразного культурного предложения.

Вы на свою дальнейшую карьеру оптимистично смотрите?

Вполне оптимистично.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+