18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цифровые технологии помогли Британскому музею сделать доступной статую II тысячелетия до н.э.

№55
Материал из газеты

Британский музей создает копии ценнейшего экспоната из своей коллекции — статуи сына правителя Халеба Идрими, жившего в XV веке до н.э. Цифровую копию может увидеть любой интернет-пользователь, а для передвижных выставок создается точная реплика изваяния в натуральную величину

Рассмотреть во всех подробностях 3,5-тысячелетнюю статую беженца из Халеба (Алеппо), в течение 80 лет не покидавшую Британский музей, теперь может любой интернет-пользователь. С помощью новейших технологий фотограмметрии и трехмерного сканирования музей создал точные трехмерные изображения Идрими — жившего в XV веке до н.э. сына правителя Халеба (на территории современной Сирии), вынужденного бежать во время войны из родного города и впоследствии захватившего власть в Алалахе (на юге современной Турции). Трехмерные изображения и цифровой макет фигуры доступны на онлайн-платформе Sketchfab.

Обнаруженная при раскопках Алалаха в 1939 году британским археологом Леонардом Вулли, статуя Идрими считается одной из жемчужин музейной коллекции. Значительная часть ее поверхности покрыта автобиографией правителя древнего аморейского (западносемитского) царства Ямхад длиной в 104 строки. Она повествует о его скитаниях и позднейших военных победах. Ученые считают этот текст важнейшей клинописной находкой. «Политические автобиографии исторических личностей не встречались на Ближнем Востоке, в тот период уж точно, — говорит Джеймс Фрезер, куратор выставочных проектов из отдела Ближнего Востока.

Состояние скульптуры не позволяет выдавать ее другим музеям или выставлять без спецзащиты. Изваяние из магнезита, мягкого и хрупкого камня, хранится под стеклом. «В пыли содержится влага, при взаимодействии с которой слоистый камень разрушается», — объясняет Фрезер. Но стекло мешает изучению текста. До последнего времени историки полагались на старые фотографии и прорисовки. «Цифровой макет совершит революцию в исследовании этого памятника, — считает куратор. — Ученые смогут читать текст так, будто держат статую в руках и водят пальцем по строкам». Кроме того, цифровая копия — прекрасный ориентир для реставраторов, точно отражающий состояние скульптуры на 2017 год.

Помогавшая музею организация Factum Foundation, специализирующаяся на регистрации данных и создании точных реплик исторических памятников, использовала два метода: ближнюю фотограмметрию, представляющую собой создание многочисленных снимков под разными углами, и сканирование, позволяющее получить трехмерные данные при помощи проецирования паттернов на поверхность предмета. Factum Foundation работает над созданием копии Идрими в натуральную величину, которую покажут на передвижной выставке, посвященной Сирии. Подготовленная британской благотворительной организацией Making Light, выставка откроется в Лондоне, а затем отправится в путешествие по стране: Ковентри, Манчестер, Кардифф, Глазго.

«Мощная фигура Идрими — пример жизнестойкости человечества и культуры, а также символ тех, кому, в прошлом или в настоящем, пришлось бежать из дома на чужбину», — говорит основатель организации Джессика Покок. Реплика Идрими не войдет в коллекцию Британского музея, Factum Foundation подарит ее Making Light.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+