The Art Newspaper Russia
Поиск

Счастье галериста

Галеристы в один голос уверяют, что прошедший в июне этого года 48-й выпуск Art Basel стал самым удачным в истории их участия в швейцарской ярмарке искусства ХХ–XXI веков. Почему так произошло и какие тенденции современного арт-рынка выявил Art Basel — 2017?

Галереи традиционно связывают большие ожидания с участием в ярмарке, кое-кому из дилеров удается обеспечить до 60% годового оборота всего несколькими сделками в Базеле — но в этом году продажи были феноменальными. Сотрудникам Ларри Гагосяна пришлось дважды менять экспозицию в дни ВИП-превью, так как работы раскупали еще до того, как они успевали расклеить этикетки. Только на продаже двух вариантов скульптуры из воска «Бруно и Йойо» Урса Фишера галерея Gagosian заработала почти $2 млн. Hauser & Wirth выручила €16 млн в первые часы ярмарки, продав картины Филипа Гастона и Евы Гессе, а нью-йоркский галерист Дэвид Цвирнер продал почти подряд произведения Альберто Бурри ($10 млн) и Зигмара Польке ($9 млн). Также были проданы работы Дэвида Хокни (Pace, €5,8 млн), Агнес Мартин (Mnuchin Gallery, $5 млн), Герхарда Рихтера (Gagosian, $4,5 млн) и многих других. «Это была одна из самых воодушевляющих ярмарок, которую я могу вспомнить. Коллекционеры покупали обдуманно, но мы в итоге продали абсолютно все со стенда», — прокомментировал итоги Марк Глимчер, президент международной галереи Pace. Подобный энтузиазм коллекционеров можно было предсказать, ориентируясь на рекордную продажу монументального полотна Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн на торгах Sotheby’s всего за месяц до ярмарки в Базеле (после этого уже в принципе ничего не удивляет).

Эффект Баскиа

Ошеломляющая продажа Баскиа, разумеется, подстегнула интерес к работам художника, которых на ярмарке было немало. Практически в первые минуты превью со стенда нью-йоркской галереи Acquavella была продана полутораметровая картина 1982 года «Три делегата» за $18 млн (можно сказать, дешево — по сравнению с рекордом на Sotheby’s). «Дилеры не стали поднимать цены на работы Баскиа после аукциона, но люди начали иначе смотреть на его вещи. Пожалуй, на него больше обращают внимания», — отметил Брет Горви, бывший глава международного отдела послевоенного и современного искусства Christie’s, а теперь преуспевающий галерист из тандема Lévy Gorvy. Они привезли на ярмарку монументальную Babyboom Жан-Мишеля Баскиа за $32 млн. Неизвестно, удалось ли ее продать, но несколько предложений на нее поступило. Это был самый дорогой Баскиа на Art Basel 2017 года, а всего на ярмарке агентству artnet удалось насчитать восемь его работ общей стоимостью $89 млн. Ну и разумеется, дилеры привезли на ярмарку работы мастеров, испытавших влияние Баскиа, вроде немца Йонатана Мезе.

«Голубые фишки» vs молодое искусство

Коллекционеры сметают в первую очередь произведения мастеров послевоенного искусства либо живых классиков, а вот в сегменте современного искусства и цены пониже, и покупки совершаются не с такой молниеносной скоростью. Financial Times цитирует арт-консультанта Хьюго Нейтана (того самого, который купил для своего клиента «Картину с белыми линиями» Василия Кандинского на июньских торгах Sotheby’s за £33 млн): «Если десять лет назад все наперегонки мчались наверх (имеются в виду верхние этажи, занимаемые ярмаркой в Baselmesse. — TANR) для того, чтобы первыми заметить интересных молодых художников, то теперь все сначала бегут к стендам на первом этаже, чтобы не упустить „голубые фишки“ послевоенного искусства». Сегодня покупатели больше озабочены проблемой инвестиционной привлекательности искусства и все меньше готовы рисковать, ставя на новые имена.

Колесо Фортуны

Не секрет, что для галереи участие в Art Basel — важный шаг по пути развития бизнеса и настоящий лотерейный билет, шанс пройти в «высшую лигу». На вопрос, как попасть на самую престижную ярмарку модернизма и современного искусства, галеристы обычно отвечают, что надо не терять надежды и пробовать снова и снова. Начинающих должна воодушевить история Silverlens Galleries из Манилы. В прошлом году они подали заявку на участие в ярмарке с видеоинсталляцией филиппинской художницы Марты Атьенсы «Наши острова», но получили отказ. Зато на этот раз не только галерея с той же работой была принята в секцию Statements, но и Атьенса стала лауреатом престижной премии Bâloise Art Prize.

Политика повсюду

На пресс-конференции международный директор Art Basel Марк Шпиглер сказал: «Эта ярмарка проходит в такой момент, когда политика очень сильно влияет на искусство. Мы наблюдаем крайне нестабильную политическую и экономическую ситуацию. В такое время некоторые готовы отказаться от искусства как от чего-то не самого важного. Но я бы возразил им, указав на то, что именно сейчас искусство и культура важны как никогда. Поэтому мы отобрали не только современные произведения, которые непосредственно реагируют на текущую политическую ситуацию, но и более старое искусство, которое обладает исторической значимостью».

Действительно, политических высказываний о проблемах миграции, радикального ислама, терроризма и гражданских войн было немало как в программе кинопоказов Film, так и в разделе Unlimited, где представлено искусство, которое не вписывается в формат. Продажи шли и в этой секции, которую уже шесть лет курирует Джанни Джетцер, причем спросом пользовались в том числе «политические» работы. Так, за $350 тыс. была продана широкоформатная печать на виниле Барбары Крюгер, представленная галереей Sprüth Magers. Пятиметровая работа представляла собой огромный плакат с текстом: «Наша нация лучше, чем ваша. Более умная, могущественная, красивая и опрятная. Мы хорошие, а вы плохие. Бог на нашей стороне. Наше дерьмо не пахнет, и мы изобрели всё». Мощное высказывание против ксенофобии и подъема националистических настроений в обществе оказалось еще и коммерчески востребованным.

Просмотры: 2171
Популярные материалы
1
Музеи не хотят становиться «сферой услуг»
Союз музеев России против приравнивания их деятельности к оказанию услуг по организации отдыха и развлечений. Соответствующее заявление — ответ на действующие законы и законодательные инициативы.
21 ноября 2017
2
В Хорватии найдена могила музы Эгона Шиле Валли Нойциль
Место захоронения превратят в памятник юной модели и возлюбленной художника. «Портрет Валли» известен как «австрийская „Мона Лиза“» и в свое время стал причиной длительного судебного разбирательства.
22 ноября 2017
3
Коллекционер Долорес Томас Сильвестре подарила России 58 картин
Основательница испанского Фонда Сурикова передала в Музейный фонд Российской Федерации произведения художников XX века.
23 ноября 2017
4
Александра Шатских: «Половина публики стоит перед „Черным квадратом“ и думает, что ее дурачат»
Куратор выставки «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» в павильоне «Рабочий и колхозница» рассказала TANR, где у супрематиста искать импрессионизм и диалог с Рембрандтом.
23 ноября 2017
5
Christie’s объявил о начале предаукционного тура коллекции Рокфеллеров
Торги обещают стать крупнейшим событием в аукционной истории, а выручка будет направлена на поддержку десяти благотворительных организаций.
21 ноября 2017
6
Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’s
Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи.
21 ноября 2017
7
Первый шедевр Гауди в Барселоне открылся для посетителей
Дом, построенный архитектором по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса, открылся после реставрации. Проект профинансировал андоррский банк MoraBanc, который приобрел здание три года назад.
20 ноября 2017
8
Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции
Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника.
23 ноября 2017
9
Коллекционер Георгий Апазидис: «Зверев был по-библейски незащищенным человеком»
Об Анатолии Звереве и коллекционировании икон с TANR поговорил Георгий Апазидис, сын Димитрия Апазидиса, коллекционера работ Зверева и друга Георгия Костаки.
21 ноября 2017
10
О призраках, рыцарях, театре и политике
О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров.
20 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru