Мистерия-буфф Аристарха Лентулова
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. До 27 августа
Аристарх Лентулов. «Портрет Марины Петровны Лентуловой». Фото: Театральный музей им. А.А.Бахрушина
Главная летняя выставка Бахрушинского посвящена театральному творчеству одного из главных бубнововалетовцев — Аристарха Лентулова (1882–1943), большая часть жизни которого была связана с театром. В 1925 году он даже получил Гран-при Международной выставки декоративного искусства в Париже за оформление постановки «Демон» (1919). Помимо живописи, 70 эскизов костюмов и декораций, макетов, здесь можно увидеть программки, афиши и фотографии спектаклей. Кроме классических работ художника, есть там вещи и редко выставлявшиеся, как монументальное панно «У моря» (1915) или портрет жены художника Марии Лентуловой на фоне березы с использованием коллажа: березовая кора и кружева юбки наклеены прямо на холст. Они предоставлены Федором Лентуловым, правнуком художника. Столь полная картина театрального мира Лентулова стала возможной благодаря собранию как Бахрушинского, так и целого ряда ведущих музеев Москвы, Петербурга и других российских городов.
New olds. Классика и инновации в дизайне
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. До 28 августа
Экспонат выставки «New olds. Классика и инновации в дизайне». Фото: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Выставка, подготовленная немецким Институтом связей с зарубежными странами ifa, Гете-институтом и Московским музеем дизайна, представляет более 50 работ 45 современных дизайнеров и дизайнерских групп (немецких и не только), предлагая посмотреть на их творчество с точки зрения диалога «нового» и «старого». Современные авторы используют и трансформируют идеи Баухауса, русского конструктивизма, голландского De Stijl и других ведущих школ дизайна, экспериментируя в то же время с новыми материалами или темами. «Старое» и «новое» в этих работах приобретает самые неожиданные формы: деревянный стул повторяет форму популярного в 1960-е «космического» очертания пластикового (Мартен Бас), обычная клейкая лента покрывается барочным рисунком (Марти Гиксе). А включенные в экспозицию Московским музеем дизайна молодые отечественные авторы, в свою очередь, обращаются к народным промыслам с их сюжетами и орнаментами (Денис Милованов, Александр Каныгин) либо к наследию старых российских производств, таких как гжельский фарфор или стекло Гусь-Хрустального (Анна Кулачек, Екатерина Копытина). Не забывают молодые дизайнеры и об отживших свой век вещах, делая из них неожиданные объекты, которые могут дополнить самый современный интерьер.
Последние романтики Петербурга
Музей петербургского авангарда. До 17 августа
Алексей Тараканов. «Рисующий радугу». 2010. Картина с выставки «Последние романтики Ленинграда». Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Последними романтиками художников группы «Крепость» на выставке в Музее петербургского авангарда назвали не случайно. Все в истории этой группы окутано флером романтики. Образовалась она в поздние 1980-е из художников, трудившихся разнорабочими в Государственном музее истории Ленинграда и Петропавловской крепости. Стилистически у них было мало общего, зато объединяла их нелюбовь к позднесоветскому официозу и любовь к родному городу. Название же группы — «Крепость» — возникло после первой выставки в 1991 году в Петропавловской крепости; вторая прошла там же через год и, как и первая, вызвала большой резонанс. В экспозиции около 60 живописных работ как участников первого состава группы: Владимира Заклинского, Василия Коломийцева, Сергея Молоткова, Германа Петровых, Олега Погасия, Сергея Потапенко, Валерия Скулкина, Алексея Тараканова, — так и тех, кто присединился к ней позже.