The Art Newspaper Russia
Поиск

Минкультуры: «Для сохранения наследия надо привести законы РФ в соответствие с международными»

В Ярославле на симпозиуме российского подразделения ИКОМОС обсудили сохранение исторических панорам городов и то, почему строительство ЗАГСа на Неве — плохо, а пивной у королевского замка в Калининграде — хорошо

Российский Национальный комитет Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) отпраздновал год с момента восстановления аккредитации в международном ИКОМОС конференцией «Культурное наследие — площадка для диалога». В 2014 году российское подразделение, определяющее, какие объекты попадут в список всемирного наследия ЮНЕСКО, было лишено международной аккредитации из-за нарушений требований к отчетности. Вернув себе этот статус в декабре 2016 года, комитет активно заработал, представив главные итоги и выводы на конференции, которая прошла с 21 по 23 июня в Ярославле.

Форум неслучайно состоялся именно там: Ярославль — единственный древнерусский город, вошедший в список всемирного наследия в качестве целостного градостроительного ансамбля. О проблемах города, в частности о сохранении его панорамы, говорили в первую очередь. Несмотря на то что в 2005 году он был включен в список всемирного наследия, его исторический центр признали памятником федерального значения лишь спустя восемь лет. Главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович рассказал, что положения законодательства, как и требования ЮНЕСКО, не соблюдаются. «В 2011 году регламенты законопроекта для застройщиков в Ярославле упростились, а в 2014 году Минкультуры РФ издало приказ о памятниках архитектуры, в котором требования международных документов вовсе редуцировались. Новая застройка нарушает историческую панораму», — заявил он, предложив ИКОМОС провести экспертизу приказа на соответствие требованиям ЮНЕСКО.

Прежде всего ситуация обострилась вокруг храма Николы Мокрого XVII века: в его конно-каретном дворике планируется строительство 10-этажного здания. Жилая застройка может испортить территорию Петропавловского парка. По словам Бобовича, администрация Ярославля несколько раз направляла в Общественную палату РФ просьбу о проведении экспертизы приказа Минкультуры о достопримечательных местах исторического центра Ярославля, но там соглашались лишь на словах.

Другая серьезная проблема Ярославля — утрата старинных храмовых фресок. В остро аварийном состоянии, по оценке экспертов, сейчас находятся росписи XVII века в церкви Рождества Христова, церкви Спаса на Городу, церкви Николы Мокрого. Какое-либо финансирование работ по реставрации этих шедевров монументальной живописи Дмитрия Семенова, Федора Игнатьева и других ярославских мастеров отсутствует. При этом заявки на финансирование, подаваемые по ФЦП «Культура России», ежегодно отклоняются, посетовала в беседе с корреспондентом TANR замдиректора ярославской мастерской «Реставратор» Татьяна Васильева.

О состоянии застройки Санкт-Петербурга, где также игнорируются международные обязательства ЮНЕСКО, доклад на конференции сделал вице-президент ИКОМОС Россия, историк архитектуры Сергей Горбатенко. «Здание Газпрома возведено еще только на две трети, но оно уже стало визуальной доминантой панорамы города, которая находится под охраной ЮНЕСКО. У нас был морской город, а теперь он почему-то стал газовым, хотя газ мы никогда тут не добывали», — отметил он.

Возмущен Сергей Горбатенко и строительством ЗАГСа на Таллинской улице: «Нелепо вдающееся в акваторию Невы здание портит визуальное восприятие города. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благословил этот дворец, который расположится прямо напротив Александро-Невской Лавры. Член градостроительного совета Никита Явейн тоже выступил за». Все это, по словам Горбатенко, может привести к тому, что Санкт-Петербург вовсе исключат из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. В комментарии TANR он добавил: «В международный ИКОМОС я направил достаточно радикальное письмо. Градостроительная политика города больше не может игнорироваться».

Мы уточнили у архитектора Никиты Явейна, который тоже выступал на конференции, почему еще один дворец бракосочетания в Петербурге важнее, чем сохранение панорамы города. «Я был рецензентом этого проекта, — ответил он, — и не вижу причин возмущаться, только если, нарисовав 12 метров, в итоге не построят 17. Хотя можно было бы сместить постройку вправо метров на 15–20».

Сам Никита Явейн представил на конференции концепцию развития исторического центра Калининграда, разработанную вместе с коллективом его «Студии 44». Архитектор предложил благоустроить пустырь между строившимся в 1970-х годах и до сих пор пустующим Домом Советов и руинами королевского замка XIII века, организовав тут музей, воссоздающий атмосферу старого Кенигсберга. В соответствии с мировым музейным опытом здесь также предлагается обустроить общественную зону с сувенирными магазинами и кафе, напоминающими о духе старой Пруссии. «Нужно поддерживать национальные мифы. Представьте: гости будут, как когда-то пруссы, отдыхать среди руин», — отметил он. Воскрешение мифов подразумевает также восстановление вокруг кафедрального собора на острове Кнайпхоф семи мостов, которые прежде были разводными и с которыми связана старинная задача кенигсбергского математика Леонарда Эйлера: как пройти по всем мостам, не проходя ни по одному дважды.

На конференции стало известно, что ИКОМОС России предложит внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО комплекс объектов, связанных с отечественными космическими достижениями. По мнению профессора МАРХИ, вице-президента ИКОМОС России Натальи Душкиной, сюда могут быть отнесены ракетные пусковые площадки, исторические здания аэропортов, объекты, связанные с развитием авиации, а также музеи космонавтики, в том числе Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге, оставшийся без финансирования из-за «дела реставраторов». Пока для сохранения памятников эпохи освоения воздушного пространства предложено наладить контакт с госкорпорацией «Роскосмос» и развернуть общественную кампанию на национальном уровне.

Также планируется обратить внимание международной общественности на Беломорканал, остаются в силе планы по внесению в список всемирного наследия древних церквей Пскова, памятников конструктивизма в Екатеринбурге и острова Свияжск в Татарстане.

Стоит отметить, что о пренебрежении собственным историческим наследием на конференции говорилось немало. Например, директор департамента госохраны культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов указал на то, что в списке всемирного наследия нет ни одного археологического памятника Москвы, а также на «слабое участие» российского комитета ИКОМОС в работе «по включению в список ЮНЕСКО новых объектов». А замминистра культуры РФ Олег Рыжков считает, что «нужно инкорпорировать нормы международного законодательства о сохранении наследия в национальное, чего до сих пор не случилось». «Наше законодательство больше направлено на новое строительство, чем на сохранение того, что было создано прежде», — подчеркнул он.

Материалы по теме
Просмотры: 2235
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru