18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Минкультуры: «Для сохранения наследия надо привести законы РФ в соответствие с международными»

В Ярославле на симпозиуме российского подразделения ИКОМОС обсудили сохранение исторических панорам городов и то, почему строительство ЗАГСа на Неве — плохо, а пивной у королевского замка в Калининграде — хорошо

Российский Национальный комитет Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) отпраздновал год с момента восстановления аккредитации в международном ИКОМОС конференцией «Культурное наследие — площадка для диалога». В 2014 году российское подразделение, определяющее, какие объекты попадут в список всемирного наследия ЮНЕСКО, было лишено международной аккредитации из-за нарушений требований к отчетности. Вернув себе этот статус в декабре 2016 года, комитет активно заработал, представив главные итоги и выводы на конференции, которая прошла с 21 по 23 июня в Ярославле.

Форум неслучайно состоялся именно там: Ярославль — единственный древнерусский город, вошедший в список всемирного наследия в качестве целостного градостроительного ансамбля. О проблемах города, в частности о сохранении его панорамы, говорили в первую очередь. Несмотря на то что в 2005 году он был включен в список всемирного наследия, его исторический центр признали памятником федерального значения лишь спустя восемь лет. Главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович рассказал, что положения законодательства, как и требования ЮНЕСКО, не соблюдаются. «В 2011 году регламенты законопроекта для застройщиков в Ярославле упростились, а в 2014 году Минкультуры РФ издало приказ о памятниках архитектуры, в котором требования международных документов вовсе редуцировались. Новая застройка нарушает историческую панораму», — заявил он, предложив ИКОМОС провести экспертизу приказа на соответствие требованиям ЮНЕСКО.

Прежде всего ситуация обострилась вокруг храма Николы Мокрого XVII века: в его конно-каретном дворике планируется строительство 10-этажного здания. Жилая застройка может испортить территорию Петропавловского парка. По словам Бобовича, администрация Ярославля несколько раз направляла в Общественную палату РФ просьбу о проведении экспертизы приказа Минкультуры о достопримечательных местах исторического центра Ярославля, но там соглашались лишь на словах.

Другая серьезная проблема Ярославля — утрата старинных храмовых фресок. В остро аварийном состоянии, по оценке экспертов, сейчас находятся росписи XVII века в церкви Рождества Христова, церкви Спаса на Городу, церкви Николы Мокрого. Какое-либо финансирование работ по реставрации этих шедевров монументальной живописи Дмитрия Семенова, Федора Игнатьева и других ярославских мастеров отсутствует. При этом заявки на финансирование, подаваемые по ФЦП «Культура России», ежегодно отклоняются, посетовала в беседе с корреспондентом TANR замдиректора ярославской мастерской «Реставратор» Татьяна Васильева.

О состоянии застройки Санкт-Петербурга, где также игнорируются международные обязательства ЮНЕСКО, доклад на конференции сделал вице-президент ИКОМОС Россия, историк архитектуры Сергей Горбатенко. «Здание Газпрома возведено еще только на две трети, но оно уже стало визуальной доминантой панорамы города, которая находится под охраной ЮНЕСКО. У нас был морской город, а теперь он почему-то стал газовым, хотя газ мы никогда тут не добывали», — отметил он.

Возмущен Сергей Горбатенко и строительством ЗАГСа на Таллинской улице: «Нелепо вдающееся в акваторию Невы здание портит визуальное восприятие города. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благословил этот дворец, который расположится прямо напротив Александро-Невской Лавры. Член градостроительного совета Никита Явейн тоже выступил за». Все это, по словам Горбатенко, может привести к тому, что Санкт-Петербург вовсе исключат из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. В комментарии TANR он добавил: «В международный ИКОМОС я направил достаточно радикальное письмо. Градостроительная политика города больше не может игнорироваться».

Мы уточнили у архитектора Никиты Явейна, который тоже выступал на конференции, почему еще один дворец бракосочетания в Петербурге важнее, чем сохранение панорамы города. «Я был рецензентом этого проекта, — ответил он, — и не вижу причин возмущаться, только если, нарисовав 12 метров, в итоге не построят 17. Хотя можно было бы сместить постройку вправо метров на 15–20».

Сам Никита Явейн представил на конференции концепцию развития исторического центра Калининграда, разработанную вместе с коллективом его «Студии 44». Архитектор предложил благоустроить пустырь между строившимся в 1970-х годах и до сих пор пустующим Домом Советов и руинами королевского замка XIII века, организовав тут музей, воссоздающий атмосферу старого Кенигсберга. В соответствии с мировым музейным опытом здесь также предлагается обустроить общественную зону с сувенирными магазинами и кафе, напоминающими о духе старой Пруссии. «Нужно поддерживать национальные мифы. Представьте: гости будут, как когда-то пруссы, отдыхать среди руин», — отметил он. Воскрешение мифов подразумевает также восстановление вокруг кафедрального собора на острове Кнайпхоф семи мостов, которые прежде были разводными и с которыми связана старинная задача кенигсбергского математика Леонарда Эйлера: как пройти по всем мостам, не проходя ни по одному дважды.

На конференции стало известно, что ИКОМОС России предложит внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО комплекс объектов, связанных с отечественными космическими достижениями. По мнению профессора МАРХИ, вице-президента ИКОМОС России Натальи Душкиной, сюда могут быть отнесены ракетные пусковые площадки, исторические здания аэропортов, объекты, связанные с развитием авиации, а также музеи космонавтики, в том числе Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге, оставшийся без финансирования из-за «дела реставраторов». Пока для сохранения памятников эпохи освоения воздушного пространства предложено наладить контакт с госкорпорацией «Роскосмос» и развернуть общественную кампанию на национальном уровне.

Также планируется обратить внимание международной общественности на Беломорканал, остаются в силе планы по внесению в список всемирного наследия древних церквей Пскова, памятников конструктивизма в Екатеринбурге и острова Свияжск в Татарстане.

Стоит отметить, что о пренебрежении собственным историческим наследием на конференции говорилось немало. Например, директор департамента госохраны культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов указал на то, что в списке всемирного наследия нет ни одного археологического памятника Москвы, а также на «слабое участие» российского комитета ИКОМОС в работе «по включению в список ЮНЕСКО новых объектов». А замминистра культуры РФ Олег Рыжков считает, что «нужно инкорпорировать нормы международного законодательства о сохранении наследия в национальное, чего до сих пор не случилось». «Наше законодательство больше направлено на новое строительство, чем на сохранение того, что было создано прежде», — подчеркнул он.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+