Все про традиции застольных чаепитий в усадьбе Люблино, Серебрякова и ее дети в Третьяковке, «Игра в цирк» в ММОМА и цветочные натюрморты голландских мастеров в Петербурге на выставках этой недели.
В подмосковном музее-усадьбе «Люблино» идет «Чаепитие в усадьбе. Культура и традиции усадебного застолья последней четверти XVIII — первой половины XIX века». Выставка продолжает цикл экспозиций, показывающих разные стороны усадебной жизни. Посетители могут погрузиться в атмосферу размеренных и неспешных традиционных русских чаепитий, проходивших в доме-дворце Н. А. Дурасова почти ежедневно. Выставлено около 300 предметов: это чайные и кофейные сервизы, предметы сервировки горячего шоколада и другие сопровождавшие домашние застолья аксессуары в подлинных интерьерах усадьбы.
В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная позднему, парижскому периоду творчества Зинаиды Серебряковой (1884–1967), все еще мало знакомому российской публике. На ней впервые можно увидеть графику и живопись Серебряковой из ее парижской мастерской, в том числе марокканские графические серии 1928 и 1932 годов. Помимо работ самой художницы на выставке представлены, тоже впервые, произведения живших с ней во Франции детей: Александра (1907–1995) и Екатерины (род. 1913) Серебряковых, тоже ставших живописцами. Все работы — из Fondation Serebryakoff в Париже.
Тема цирка, одного из самых востребованных видов массового искусства, очень популярна и в искусстве изобразительном. И можно только удивляться, почему до выставки «Игра в цирк», открывшейся в Московском музее современного искусства, никому не приходила идея посвятить ей специальную экспозицию. Представленное в залах музея впечатляет и временным охватом (с начала ХХ века до наших дней), и именами художников (от пионеров русского авангарда, советских классиков до современных авторов), и разнообразием форм, техник, жанров: здесь и живопись, и графика, и фотография, и объекты, и инсталляции с видео, и даже цирковой реквизит (для полноты ощущений). Основная часть экспозиции — из собрания ММОМА, остальное привезено из музеев и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Понятно, что большая часть этих первоклассных произведений широкой публике показывается впервые.
До 9 марта есть возможность увидеть «Царство Флоры. Натюрморты голландских и фламандских мастеров XVII — начала XVIII века» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. В выставке участвует 20 полотен из его собственной коллекции, все их объединяет тема цветов. Экспозиция показывает голландский и фламандский цветочный натюрморт на всех этапах развития и во всех возможных проявлениях, а также призвана напомнить о сложном языке цветочных символов. Среди представленных живописцев — как прославленное семейство Брейгелей, так и крайне редкие и малоизвестные российской публике художницы Алида Витхоос и Якоба Мария Троост ван Никеле.