The Art Newspaper Russia
Поиск

Норман Фостер объединяет свои архивы и искусство под одной крышей в Мадриде

1 июня британский архитектор, баронет и пэр, лауреат Прицкеровской премии открывает свой архив и международный исследовательский центр в роскошном особняке в испанской столице

Монтаж навеса во дворе испанского филиала Фонда Нормана Фостера в Мадриде. Фото: © Guillermo Rodríguez, courtesy Norman Foster

Монтаж навеса во дворе испанского филиала Фонда Нормана Фостера в Мадриде. Фото: © Guillermo Rodríguez, courtesy Norman Foster

Испанский филиал Фонда Нормана Фостера занял историческое здание, восстановленное и расширенное архитектором. Во внутреннем дворе Фостер возвел «павильон вдохновения» из стекла и стали, откуда можно пройти в цокольный этаж, где расположились архив и библиотека, а также коллекция фотографий и слайдов. Новая изящная постройка украшена ажурным навесом, созданным архитектором вместе с испанской художницей Кристиной Иглесиас.

Среди сотен чертежей, а также моделей и макетов бюро Foster + Partners здесь можно увидеть произведения искусства из коллекции архитектора и его испанской жены Елены Очоа Фостер, основательницы издательства литературы по искусству Ivory Press. Например, масштабная модель терминала пекинского аэропорта разместилась на стене у главной лестницы рядом со скульптурами Константина Бранкузи и Хуана Муньоса. А стол в переговорной украшает большая деревянная шестиугольная скульптура Ай Вэйвэя — подарок китайского художника.

Но первой у входа в здание, задуманное в 1902 году как особняк испанского аристократа, успевшее побыть и посольством Турции, и отделением банка, посетителей встречает огромная полулежащая скульптура работы Генри Мура. Фостер рассказывает о том, как ему пришла в голову идея создания полноразмерного фанерного макета другой фигуры Мура, которую вписали в ландшафт Центра Сейнсбери в Университете Восточной Англии. Знаменитая галерея Фостера, построенная им для коллекции Роберта и Лизы Сейнсбери в 1978 году, стала домом для университетской школы искусств и помогла ему, молодому архитектору, завоевать международное признание.

«Нельзя заставить людей поднять отдыхающую скульптуру и перенести ее. А вот фанерный макет можно носить туда-сюда сколько вздумается. Поэтому Муру так хорошо удалось вписать ее в пейзаж. Никто до этого даже и не думал о фанерном макете». Фостер всегда отличался использованием передовых материалов, как и его новый соавтор Кристина Иглесиас, которая для создания скульптурной инсталляции во дворе впервые применила углеродное волокно. Архитектор вспоминает рассказы Генри Мура о цветах в ландшафте: «Он был великолепен. „Если хотите от чего-то отступить, — говорил он, — используйте темный цвет — такой, как цвет ствола дерева“. Тогда я и усвоил этот урок в отношении архитектуры».

На однодневной конференции, посвященной открытию центра, прозвучало несколько запоминающихся выступлений. Опытом работы с Норманом Фостером делились художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер и Майя Лин, а также Алехандро Аравена, еще один лауреат Прицкера и коллега архитектора, и Майкл Блумберг, филантроп, бизнесмен, бывший мэр Нью-Йорка.

Одна из целей Фонда Нормана Фостера — поддерживать междисциплинарные исследования и сотрудничество, а также помогать молодым архитекторам и инженерам. «Я понимаю, что всю жизнь выступал против системы», — говорит архитектор, вспоминая, как «рисковал в годы учебы» в Манчестерском университете. Летом студенты факультета архитектуры должны были подготовить свой проект (кстати, некоторые из них можно увидеть в Мадриде, например, подробный чертеж поперечного сечения ветряной мельницы Кембриджшира). «Мы должны были измерить „архитектуру“. Все измеряли георгианские особняки, и только я — амбары да ветряные мельницы, — рассказывает Фостер. — Единственная причина, по которой меня не выгнали, — это то, что я получил награду Королевского института британских архитекторов. Поэтому в Манчестере меня не могли критиковать, у меня как бы был иммунитет». Грант лондонского института в £100 позволил Норману Фостеру оплатить счета, а также поездки. «В 1950-х годах такая сумма была огромной, равной нескольким тысячам сегодня».

Просмотры: 2103
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru