The Art Newspaper Russia
Поиск

100 самых посещаемых музеев мира в 2016 году

Музеи Старого и Нового Света соревнуются друг с другом. Лувр, как всегда, впереди всех, Эрмитаж твердо держится за место в топ-десятке

Ежегодный рейтинг The Art Newspaper собрал сведения по крупнейшим музеям мира за 2016 год и выявил закономерности. Лувр, невзирая ни на какие террористические атаки, по-прежнему самый посещаемый музей мира. Метрополитен-музей (Нью-Йорк) вытеснил со второй строчки Британский музей (Лондон), Музеи Ватикана пропустили вперед себя лондонскую Национальную галерею. Государственный Эрмитаж твердо держится в первой десятке, а Центр искусств королевы Софии (Мадрид) успел впрыгнуть в последний вагон.

МоМА и Метрополитен-музею пришлось подвинуться

Музей американского искусства Уитни, в 2015 году переехавший в новое здание в центре Манхэттена, заставил потесниться традиционно главенствующих в Нью-Йорке Музей современного искусства (МоМА) и Метрополитен-музей. В Музее Уитни прошли пять из десяти наиболее посещаемых нью-йоркских выставок 2016 года.

Однако, несмотря на стремительный взлет Музея Уитни, МоМА и Метрополитен остаются лидерами среди нью-йоркских музеев. На первом месте по-прежнему МоМА — благодаря сотрудникам, которые каждый день на протяжении длинного уик-энда в октябре исполняли постановку французского хореографа Жерома Беля. Это представление привлекало до 6,8 тыс. человек в день. Проходившую там же более традиционную выставку «Скульптура Пикассо», организованную совместно с парижским Музеем Пикассо, ежедневно посещало около 5,9 тыс. человек.

Париж и Брюссель сбавляют обороты, Мадрид на взлете

Уменьшение потока зарубежных туристов после серии террористических актов продолжает влиять на посещаемость Лувра, однако он по-прежнему возглавляет список самых популярных музеев мира с 7,4 млн посетителей в 2016 году (в 2015-м этот показатель равнялся 8,6 млн). С 2014 года посещаемость главного французского музея снизилась почти на 2 млн человек, что означает существенное снижение доходов от продажи билетов — в то время как расходы на обеспечение безопасности публики резко возросли. Посещаемость Музея Орсе также снизилась с 3,4 млн в 2015 году до 3 млн в году минувшем. А вот Центр Помпиду, отмечающий в этом году свое 40-летие, меньше зависит от туристов из США, Китая и других стран. Его посещаемость в 2016-м выросла на 275 тыс. человек и составила 3,3 млн.

Террористические акты в Брюсселе в марте прошлого года также, по-видимому, сказались на численности посетителей Королевских музеев изящных искусств, в состав которых входит несколько площадок, в том числе Музей Магритта и Музей современного искусства. Посещаемость бельгийского музейного кластера упала более чем на четверть — с 776 тыс. человек в 2015 году до 497 тыс. в 2016-м.

А вот крупнейшие музеи Мадрида, наоборот, на подъеме. В 2016 году Центр искусств королевы Софии посетило на 400 тыс. человек больше (3,7 млн), чем в 2015-м, а Прадо преодолел 3-миллионный порог, чего ему не удавалось сделать с 2012 года. Около 600 тыс. человек — или пятая часть от общего числа посетителей за год — пришли в Прадо на масштабную выставку «Иероним Босх», приуроченную к 500-летию со дня смерти художника.

Успехи и поражения в Лондоне

Небольшое снижение числа посетителей Британского музея и увеличение посещаемости Метрополитен-музея означают, что Лондон и Нью-Йорк сейчас идут ноздря в ноздрю. Метрополитен не разделяет посещаемость трех своих площадок: главной на Пятой авеню, Клойстерс в Верхнем Манхэттене и открывшегося в прошлом году Метрополитен-Бройер. Вместе они привлекли рекордные 7 млн человек. А имеющий только одну площадку лондонский Британский музей посетило за прошлый год 6,4 млн зрителей.

Национальная галерея в Лондоне оправилась от забастовок 2015 года, в результате которых многие из ее залов были временно закрыты. С показателем в почти 6,3 млн посетителей она по-прежнему опережает недавно расширившийся Тейт Модерн, общая посещаемость которого составила 5,9 млн человек — его исторический рекорд. По нашим данным, Тейт Модерн остается самым популярным в мире музеем современного искусства и искусства модернизма.

*Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В таблице приведены их суммированные показатели. Отдельные показатели таковы: Национальная галерея Виктории (Международная национальная галерея Виктории — 1 985 005, Центр Йена Поттера: Австралийская национальная галерея Виктории — 683 460); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея Шотландии — 1 544 069, Национальная галерея современного искусства Шотландии — 503 763, Национальная портретная галерея Шотландии — 322 219); Музей Дж. Пола Гетти (Центр Гетти — 1 569 565, Вилла Гетти — 453 902); Художественная галерея Квинсленда/GoMA (Художественная галерея Квинсленда — 572 762, Художественная галерея современного искусства Квинсленда — 667 657). Метрополитен-музей (Метрополитен-музей, Клойстерс, Метрополитен-Бройер) и Музей изобразительных искусств Сан-Франциско (Музей де Янга и Почетный легион) — отдельные данные не предоставлены.
**Данные внесены в версию рейтинга The Art Newspaper по просьбе ГМИИ им.Пушкина

Материалы по теме
Просмотры: 13648
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
10
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru