The Art Newspaper Russia
Поиск

Старую Москву продолжают сносить, но на законных основаниях

Поспешный снос в дни майских праздников особняка на Малой Бронной и начавшееся 16 мая разрушение двух старинных зданий на Остоженке заставляют задуматься о проблеме уничтожения уже не отдельных памятников, а московской исторической среды

Двухэтажный дом Зиминой (Пожарский пер., д. 3) был снесен 16 мая, и тогда же начали разбирать соседний д. 5/12, стр. 1, один из красивейших в районе доходных домов, возведенный в 1903 году на средства потомственного почетного гражданина Колобашкина по проекту архитектора Николая Струкова (он много строил в Москве в конце XIX — начале XX веков). Оба здания, по сведениям общественного движения «Архнадзор», еще в 2010 году числились среди объектов, заявленных на охрану, но Департамент культурного наследия города Москвы так и не включил их в охранный реестр. На их месте появится очередной офисно-жилой комплекс о шести этажах с подземной парковкой на 5 тыс. кв. м — таких уже десятки построили в переулках между Остоженкой и Пречистенской набережной.

Застройщик участка — ООО «Электра». Его учредитель — владелец компании «Стройтэкс» Владимир Семенихин, коллекционер и меценат, основавший вместе с женой Фонд культуры «Екатерина» в Москве, на счету которого множество замечательных выставок в России и за рубежом. Представители застройщика сообщили, что образцы лепнины с дома Колобашкина сняты и фасад будет воссоздан. Но есть опасение, что копия не заменит оригинал: новодельность фасадов многочисленных «воссозданных» зданий в Москве, их вылизанные стены и неглубокие оконные проемы бросаются в глаза.

Новое строительство должно начаться и на самой Остоженке: на месте пока еще открывающих улицу домов 4 и 6 обещают построить «многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами квартирного типа, коммерческими площадями и подземной автостоянкой», Архсовет Москвы утвердил проект. Дом 6, в котором жил Василий Суриков, работая над росписями храма Христа Спасителя, должны снести, сохранив фасад, а дом 4, указанный на городском плане 1740-х годов как главный корпус усадьбы Римских-Корсаковых, планируют снести целиком с воссозданием фасада и возведением за ним, как и в случае с соседним строением, новых объемов. Между тем дом 4 известен еще и как мемориальный адрес Петра Чайковского: он часто заходил сюда в гости к профессору Московской консерватории Николаю Кашкину. По информации «Архнадзора», в основе здания могут оставаться элементы палат XVII века. Кроме того, вплотную к участку стоят Красные и Белые палаты XVII века, имеющие охранную территорию, на которой по закону запрещено капитальное строительство.

Одна из формальных причин непризнания домов 4 и 6 памятниками состоит в том, что в столице были изменены правила постановки на учет объектов культурного наследия. Раньше заявитель мог заказать экспертизу сам — это стоило небольших денег, но честные выводы сертифицированных экспертов были весомым аргументом для включения здания в охранный реестр. После принятия в 2016 году постановления Правительства Москвы № 548-ПП «Об утверждении порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия» процедура изменилась. Теперь сначала подается заявление в Департамент культурного наследия, а чиновники решают, передавать документы на экспертизу или нет. Для таких исторических зданий, как дома на Остоженке, в Москве введена балльная система оценки объекта. Баллы присваивают зданию за степень сохранности, почтенный возраст, известность архитектора, мемориальную ценность и так далее. Потенциальный памятник должен набрать не менее 200 баллов. Дом 4, по оценке аттестованных Минкультом госэкспертов Т.Е.Каменевой и Е.А.Шорбан, набрал 225 баллов и должен был стать выявленным объектом культурного наследия, даже если бы сводов XVII века в его основании не нашлось.

Надежду на сохранения мемориального адреса Чайковского дает недавнее заявление учредителя ООО «Абсолют» (застройщика этого участка) Владимира Семенихина. «Архнадзор» обратился к нему с открытым письмом, и тот, в свою очередь, опроверг планы по сносу мемориальных зданий на Остоженке. «Снос объектов в данной охраной зоне невозможен в силу утвержденных городом режимов и регламентов… Реализация проектов планируется без изменения исторически сложившегося композиционно-пространственного типа застройки, с сохранением исторически ценных градоформирующих объектов», — прокомментировал Владимир Семенихин информационному агентству RNS. Он также отметил, что сейчас на объекте ведутся «противоаварийные работы».

Остоженкой дело не ограничивается. Шестого мая снесли трехэтажный главный дом усадьбы Неклюдовой на Малой Бронной (в его основе — особняк конца XVIII века). С 1842 по 1880-е годы его занимала первая в Москве детская больница, потом здесь располагались приют, Арбатское городское училище, основанная Сергеем Танеевым Народная консерватория, в которой преподавали в том числе Александр Гёдике и Александр Гольденвейзер, проходили концерты. Дом имел свежеотремонтированный вид и в последние годы выполнял функцию офисного здания, которое было признано «ценным градоформирующим объектом», но претендовало на более высокий охранный статус. Однако за две недели до сноса руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов исключил здание из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (приказ № 257 от 24 апреля 2017 года). Чуть раньше здание купил некий Андрей Маталыга, генеральный директор ООО «ЛидЭстейт», занимающийся, судя по налоговым документам, «покупкой и продажей собственного недвижимого имущества». Градостроительные регламенты разрешают в этой зоне возведение объектов не выше 16,38 м высотой, но дом, который, судя по документам, появится здесь, будет достигать 28 м.

Семнадцатого мая в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Проблемы жителей Москвы: точечная застройка исторически сложившейся части Москвы на примере ул. Малая Бронная». Здесь можно послушать выступление на нем градозащитника, координатора «Архнадзора» Рустама Рухматуллина по поводу сноса дома на Малой Бронной, где он отмечает, что проблема сноса исторических зданий в столице носит системный характер. Ситуация уже вызвала пристальное внимание федеральных СМИ. В частности, 16 мая вышел большой сюжет в программе «Вести» на телеканале «Россия-1».

Тем временем сноса ожидает еще один ценный градоформирующий объект — усадьба купца Яковлева XVIII века (ул. Покровка, д. 36/1), исторически образующая единый ансамбль c усадьбой князей Голицыных (ул. Покровка, д. 38), включенной еще в знаменитые альбомы Казакова. В конце XIX века у дома со скругленным фасадом на углу Покровки и Лялина переулка появились пристройки со двора, и с тех пор он не менялся. Мы помним, как, став мэром, Сергей Собянин отменил многие действовавшие на тот момент постановления о сносе. Так вот, снос этого здания, одобренный еще в 2005 году, не был отменен. Самый свежий разрешительный документ на снос, подписанный Москомархитектурой, от 28 октября 2016 года, предписывает «воссоздание фасадных стен». Согласно проекту, разработанному мастерской «Моспроект-2» по заказу владельца участка, ОАО «Механический завод» (в разрешительных документах на застройку указано именно это название), новый дом будет иметь высокую мансарду и два подземных парковочных этажа. Разумеется, парковку можно сделать, не снося здание, современные технологии это позволяют. Так обычно устраивают парковки в Барселоне, Париже, Лондоне… И крайне редко в Москве, поскольку это заметно удорожает строительство. А чиновники позволяют застройщикам экономить.

На сайте change.org можно подписать петицию против сноса этого здания.

Тут стоит добавить, что Покровка — пока — остается, вместе с Маросейкой и окрестными переулками, в числе самых сохранившихся старых московских улиц. Это то, что еще можно — и необходимо — спасать.

Просмотры: 4285
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru