18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старую Москву продолжают сносить, но на законных основаниях

Поспешный снос в дни майских праздников особняка на Малой Бронной и начавшееся 16 мая разрушение двух старинных зданий на Остоженке заставляют задуматься о проблеме уничтожения уже не отдельных памятников, а московской исторической среды

Двухэтажный дом Зиминой (Пожарский пер., д. 3) был снесен 16 мая, и тогда же начали разбирать соседний д. 5/12, стр. 1, один из красивейших в районе доходных домов, возведенный в 1903 году на средства потомственного почетного гражданина Колобашкина по проекту архитектора Николая Струкова (он много строил в Москве в конце XIX — начале XX веков). Оба здания, по сведениям общественного движения «Архнадзор», еще в 2010 году числились среди объектов, заявленных на охрану, но Департамент культурного наследия города Москвы так и не включил их в охранный реестр. На их месте появится очередной офисно-жилой комплекс о шести этажах с подземной парковкой на 5 тыс. кв. м — таких уже десятки построили в переулках между Остоженкой и Пречистенской набережной.

Застройщик участка — ООО «Электра». Его учредитель — владелец компании «Стройтэкс» Владимир Семенихин, коллекционер и меценат, основавший вместе с женой Фонд культуры «Екатерина» в Москве, на счету которого множество замечательных выставок в России и за рубежом. Представители застройщика сообщили, что образцы лепнины с дома Колобашкина сняты и фасад будет воссоздан. Но есть опасение, что копия не заменит оригинал: новодельность фасадов многочисленных «воссозданных» зданий в Москве, их вылизанные стены и неглубокие оконные проемы бросаются в глаза.

Новое строительство должно начаться и на самой Остоженке: на месте пока еще открывающих улицу домов 4 и 6 обещают построить «многофункциональный комплекс с гостиницей и апартаментами квартирного типа, коммерческими площадями и подземной автостоянкой», Архсовет Москвы утвердил проект. Дом 6, в котором жил Василий Суриков, работая над росписями храма Христа Спасителя, должны снести, сохранив фасад, а дом 4, указанный на городском плане 1740-х годов как главный корпус усадьбы Римских-Корсаковых, планируют снести целиком с воссозданием фасада и возведением за ним, как и в случае с соседним строением, новых объемов. Между тем дом 4 известен еще и как мемориальный адрес Петра Чайковского: он часто заходил сюда в гости к профессору Московской консерватории Николаю Кашкину. По информации «Архнадзора», в основе здания могут оставаться элементы палат XVII века. Кроме того, вплотную к участку стоят Красные и Белые палаты XVII века, имеющие охранную территорию, на которой по закону запрещено капитальное строительство.

Одна из формальных причин непризнания домов 4 и 6 памятниками состоит в том, что в столице были изменены правила постановки на учет объектов культурного наследия. Раньше заявитель мог заказать экспертизу сам — это стоило небольших денег, но честные выводы сертифицированных экспертов были весомым аргументом для включения здания в охранный реестр. После принятия в 2016 году постановления Правительства Москвы № 548-ПП «Об утверждении порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия» процедура изменилась. Теперь сначала подается заявление в Департамент культурного наследия, а чиновники решают, передавать документы на экспертизу или нет. Для таких исторических зданий, как дома на Остоженке, в Москве введена балльная система оценки объекта. Баллы присваивают зданию за степень сохранности, почтенный возраст, известность архитектора, мемориальную ценность и так далее. Потенциальный памятник должен набрать не менее 200 баллов. Дом 4, по оценке аттестованных Минкультом госэкспертов Т.Е.Каменевой и Е.А.Шорбан, набрал 225 баллов и должен был стать выявленным объектом культурного наследия, даже если бы сводов XVII века в его основании не нашлось.

Надежду на сохранения мемориального адреса Чайковского дает недавнее заявление учредителя ООО «Абсолют» (застройщика этого участка) Владимира Семенихина. «Архнадзор» обратился к нему с открытым письмом, и тот, в свою очередь, опроверг планы по сносу мемориальных зданий на Остоженке. «Снос объектов в данной охраной зоне невозможен в силу утвержденных городом режимов и регламентов… Реализация проектов планируется без изменения исторически сложившегося композиционно-пространственного типа застройки, с сохранением исторически ценных градоформирующих объектов», — прокомментировал Владимир Семенихин информационному агентству RNS. Он также отметил, что сейчас на объекте ведутся «противоаварийные работы».

Остоженкой дело не ограничивается. Шестого мая снесли трехэтажный главный дом усадьбы Неклюдовой на Малой Бронной (в его основе — особняк конца XVIII века). С 1842 по 1880-е годы его занимала первая в Москве детская больница, потом здесь располагались приют, Арбатское городское училище, основанная Сергеем Танеевым Народная консерватория, в которой преподавали в том числе Александр Гёдике и Александр Гольденвейзер, проходили концерты. Дом имел свежеотремонтированный вид и в последние годы выполнял функцию офисного здания, которое было признано «ценным градоформирующим объектом», но претендовало на более высокий охранный статус. Однако за две недели до сноса руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов исключил здание из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (приказ № 257 от 24 апреля 2017 года). Чуть раньше здание купил некий Андрей Маталыга, генеральный директор ООО «ЛидЭстейт», занимающийся, судя по налоговым документам, «покупкой и продажей собственного недвижимого имущества». Градостроительные регламенты разрешают в этой зоне возведение объектов не выше 16,38 м высотой, но дом, который, судя по документам, появится здесь, будет достигать 28 м.

Семнадцатого мая в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Проблемы жителей Москвы: точечная застройка исторически сложившейся части Москвы на примере ул. Малая Бронная». Здесь можно послушать выступление на нем градозащитника, координатора «Архнадзора» Рустама Рухматуллина по поводу сноса дома на Малой Бронной, где он отмечает, что проблема сноса исторических зданий в столице носит системный характер. Ситуация уже вызвала пристальное внимание федеральных СМИ. В частности, 16 мая вышел большой сюжет в программе «Вести» на телеканале «Россия-1».

Тем временем сноса ожидает еще один ценный градоформирующий объект — усадьба купца Яковлева XVIII века (ул. Покровка, д. 36/1), исторически образующая единый ансамбль c усадьбой князей Голицыных (ул. Покровка, д. 38), включенной еще в знаменитые альбомы Казакова. В конце XIX века у дома со скругленным фасадом на углу Покровки и Лялина переулка появились пристройки со двора, и с тех пор он не менялся. Мы помним, как, став мэром, Сергей Собянин отменил многие действовавшие на тот момент постановления о сносе. Так вот, снос этого здания, одобренный еще в 2005 году, не был отменен. Самый свежий разрешительный документ на снос, подписанный Москомархитектурой, от 28 октября 2016 года, предписывает «воссоздание фасадных стен». Согласно проекту, разработанному мастерской «Моспроект-2» по заказу владельца участка, ОАО «Механический завод» (в разрешительных документах на застройку указано именно это название), новый дом будет иметь высокую мансарду и два подземных парковочных этажа. Разумеется, парковку можно сделать, не снося здание, современные технологии это позволяют. Так обычно устраивают парковки в Барселоне, Париже, Лондоне… И крайне редко в Москве, поскольку это заметно удорожает строительство. А чиновники позволяют застройщикам экономить.

На сайте change.org можно подписать петицию против сноса этого здания.

Тут стоит добавить, что Покровка — пока — остается, вместе с Маросейкой и окрестными переулками, в числе самых сохранившихся старых московских улиц. Это то, что еще можно — и необходимо — спасать.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+