The Art Newspaper Russia
Поиск

Национальная галерея в Лондоне нацелилась на покупку пейзажа Беллотто

У музея есть время до 17 августа для того, чтобы собрать необходимую сумму и попытаться выкупить картину итальянского художника XVIII века Бернардо Беллотто

Пейзаж «Крепость Кёнигштайн, вид с севера», написанный племянником и учеником Каналетто в 1756–1758 годах, недавно был продан Эдвардом Стэнли, 19-м графом Дерби, иностранному коллекционеру (предположительно из США), пожелавшему остаться неизвестным. В фамильном поместье Дерби Ноусли-Холле с 1834 года хранились парные пейзажи Бернардо Беллотто (есть еще вид на замок Кёнигштайн с юга), но в 2015 году семья приняла решение их продать. Некоторое время считалось, что тогда граф Дерби продал обе работы, а новый владелец (очевидно, иностранец) практически сразу подал заявление на вывоз двух картин. Однако как только стало известно, что разрешение выдано не будет для того, чтобы дать время британским музеям выкупить работу, покупатель спешно отозвал ходатайство.

В прошлом году в Ревизионную комиссию по экспорту произведений искусства было подано новое заявление с просьбой разрешить вывоз пейзажа Беллотто, уже только вид замка с севера (вид с юга остается у графа Дерби). Комиссия отложила выдачу разрешительных документов до февраля 2017 года, чтобы работу смог выкупить покупатель из Великобритании. Под покупателем из Великобритании подразумевается вполне конкретная структура: в лондонской Национальной галерее хранится всего одно полотно Беллотто, к тому же из венецианской серии, и в музее не скрывают, что заинтересованы в покупке «Крепости Кёнигштайн, вид с севера». После того как представители Национальной галереи в неофициальном порядке проинформировали Комиссию по экспорту о том, что надеются собрать необходимую сумму, выдача лицензии на вывоз картины вновь была отложена — теперь до 17 августа этого года. По данным The Art Newspaper, речь идет приблизительно об £11 млн. Впрочем, официальной информации из музея о намерении купить картину или о сборе средств не поступало. Еще в марте представительница пресс-службы Национальной галереи заявила, что музей «никогда не комментирует, какие картины он заинтересован или не заинтересован купить».

После того как совсем недавно Национальная галерея потерпела неудачу с картиной Якопо Понтормо, возникают серьезные сомнения в том, получится ли у музея выкупить пейзаж Беллотто. Несмотря на удачную кампанию по сбору средств, галерея так и не смогла получить «Портрет молодого человека в красном берете» (1530) кисти Понтормо стоимостью £30,7 млн. Чаяния лондонского музея развеял нью-йоркский менеджер хедж-фонда Том Хилл, который купил его у графа Каледона. Бизнесмен отказался принять равнозначное предложение от Национальной галереи.

Впрочем, его отказ понятен. Согласившись, он потерял бы больше $10 млн (сейчас £8 млн) из-за падения стоимости фунта, обрушившегося после объявления Brexit в июне прошлого года. Проблема в том, что состояние Хилла хранится в американских долларах, а цена картины, когда министр культуры Великобритании в декабре 2015 года отказал в разрешении на ее вывоз, была, как всегда, установлена в фунтах. С тех пор британская валюта обвалилась, и Хилл обратился к Национальной галерее с просьбой в случае сделки компенсировать его потери. The Art Newspaper удалось узнать, что галерея была готова немного увеличить сумму, однако бизнесмен счел, что такой доплаты будет недостаточно, поэтому отказался от предложения музея. Несмотря на то что Хилла никто не обязывал соглашаться, в ответ на его решение министр культуры, СМИ и спорта Карен Брэдли 15 февраля этого года отказалась выдавать на портрет постоянную экспортную лицензию. Теперь Понтормо на несколько лет осядет в Великобритании.

Учитывая, что картина Бернардо Беллотто также, по-видимому, приобретена коллекционером из США еще в 2015 году (до выхода Великобритании из ЕС), падение британского фунта может сыграть с Национальной галереей злую шутку во второй раз. В то же время после провала кампании по выкупу портрета Понтормо, на который деньги собирали всем миром (Казначейство выделило беспрецедентный грант в размере £19,415 млн, еще £12 млн удалось собрать благодаря поддержке Фонда лотереи «Наследие» и Художественного фонда), в обществе заговорили о необходимости изменить закон о вывозе произведений искусства.

Стивен Дюшар, директор Художественного фонда — благотворительной организации, которая занимается фандрайзингом для покупки произведений искусства, считает, что всех, кто подает документы для получения разрешения на вывоз произведений искусства из Великобритании, «надо заставить подписывать четкое и юридически обязывающее соглашение соблюдать все существующие законы». Фонд призывает власти издать официальный свод экспортных правил, чтобы защитить «наиболее ценные для нашей страны произведения искусства, которые должны оставаться в Великобритании».

Иностранные покупатели, которые отказываются от равнозначных предложений, как правило, повторно подать заявление на вывоз произведения искусства из страны могут только по прошествии десяти лет. Все это время работа должна оставаться в Великобритании (если только ей не предоставлено временное разрешение на вывоз для участия в выставке зарубежного музея). Одно из предложений — увеличить этот срок с 10 до 25 лет, чтобы заставить несговорчивых владельцев хорошо подумать перед отказом. Также обсуждается вариант, близкий законодательной системе Франции, где музеи имеют приоритетное право покупки при продаже объекта национального достояния, если их предложение соответствует цене.

Материалы по теме
Просмотры: 2991
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
3
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
4
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
5
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
6
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
7
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
8
Цифровую живопись Ивана Шалмина покажут в галерее Cube
Известный московский архитектор впервые выступит в качестве художника.
13 января 2020
9
Куратором Венецианской биеннале стала Чечилия Алемани
Глава арт-программы нью-йоркского парка Хай-Лайн придумает тему и выберет художников основного проекта 59-й Биеннале современного искусства, которая пройдет в Венеции с мая по ноябрь 2021 года.
13 января 2020
10
Ирландский музей современного искусства показывает неизвестного Дерека Джармена
В экспозицию «Протест!» вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись.
14 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru