The Art Newspaper Russia
Поиск

Стоунхендж из полотен в ЦДХ

Ася Феоктистова на свой юбилей превратит один из залов ЦДХ в сад живописи, а лучшие современные художники Латвии привезли в Москву в том числе кусочек грядущей Венецианской биеннале

Фото: Ася Феоктистова

Фото: Ася Феоктистова

«50 попыток сказать честно». Ася Феоктистова. С 26 апреля по 14 мая

ЦДХ, Expo-88, галерея Аси Феоктистовой Herbarium и галерея Futuro представляют в Центральном доме художника (Москва, ул. Крымский Вал, д. 10) этапный проект Аси Феоктистовой «50 попыток сказать честно». Картины превратят пространство зала № 5 (2-й этаж) в сад живописи — Стоунхендж из монументальных полотен (3х2 м). Нестандартную архитектуру экспозиции дополнят и более камерные вещи, в том числе графика. Каждую работу сопровождает текст, который возникал в процессе написания картины с обратной стороны холста, это часть образа. Открытие проекта, приуроченного к юбилею художницы, состоится 26 апреля в 17:00 в ЦДХ. В программе: перформанс с реальными героями картин, музыкальные импровизации, презентация каталога и розыгрыш 20 его экземпляров.

Подробнее на https://www.facebook.com/feoktistova.asya.artist


«Extension.lv: встреча с самим собой». Вольдемар Йохансон, Роман Коровин, Дайга Крузе, Лиена Мацкус, Диана Тамане, Микелис Фишерс, Андрис Эглитис, Кристапс Эпнерс, Атис Якобсонс. До 14 мая

Галерея «Триумф» (Москва, ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 5) представляет пятую выставку в проекте Extension, который показывает актуальную художественную сцену разных стран мира. «Extension.lv: встреча с самим собой» — это показ творчества современных художников Латвии. Большинство художников, представленных на выставке, хотя бы раз в жизни были номинантами или призерами национальной премии «Приз Пурвитиса» (Purvitis Prize). Учрежденная в 2008 году, она стала символом происходящего сегодня в мире современного искусства Латвии.

Характерный для многих стран поиск идентичности в не меньшей степени определяет и художественную жизнь Латвии. Однако эксперименты по конструированию идентичности остались в 1990-х, и сегодня можно наблюдать уже рефлексию над тем, что в итоге приобрело черты реальности, и поиск возможных средств описания этой реальности. Цитата Карла Густава Юнга «Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», ставшая подзаголовком выставки, как раз описывает данное состояние. Осмысление своего опыта требует, как правило, определенной дистанции, и в случае латвийской художественной сцены такая дистанция обнаруживается в пространстве мифа, мистики и эзотерики.

Неслучайно фраза Юнга лежит в основе проекта Микелиса Фишерса, который в этом году представляет Латвию на 57-й Венецианской биеннале. Художник, создававший провокационные работы в 1990-е годы, уже в наше время обратился к эзотерике, научной фантастике и теориям заговора, то есть к попыткам расшифровать реальность, подобрать к ней соответствующий код. На выставке представлены его масштабный живописный холст MegaMatter и фрагмент будущего проекта для Венецианской биеннале What Сan Go Wrong.

Интерес к мифологическому языку описания и создания реальности разделяют и другие художники. В своей крупноформатной графике Атис Якобсонс совмещает элементы сакральной геометрии с образами из снов, которые визуализируют поиск гармонии. Многосоставная звуковая инсталляция Вольдемара Йохансона, выполненная из тонкого черного гранита, создает медитативное ощущение от зарождения некой гармонии и синтеза звука, пространства и невидимой глазу реальности в результате воздействия визуально упорядоченных геометрических форм и ионизированных частиц.

Кристапс Эпнерс и Лиена Мацкус также обращаются к проблематике наблюдения и медитации. Если для Эпнерса объектом наблюдения является сам взгляд и оптика (видеоработа «Окна» показывает скорее сами окна, нежели то, что они позволяют увидеть), то Мацкус в трехчастной инсталляции «Прыгай в холодную воду» затрагивает старую проблему гармонии человека и природы, но в новых реалиях, а именно в ситуации бегства из города и повседневной суеты, которая проявляется в практиках дауншифтинга.

Андрис Эглитис, один из авторов павильона Латвии на Венецианской биеннале в 2015 году, пытается понять место человека в современном мире путем создания собственной иллюзорной реальности из инсталляций и объектов, которые отсылают к образам современных городов, интерьеров и природы. Повседневность стала предметом анализа в работе фотографа и живописца Романа Коровина, который собрал инсталляцию из небольших живописных полотен и тем самым создал пространство нового смысла, состоящее из остроумных и шутливых обращений к будничным сюжетам. Скорость современной жизни, невозможность фиксации отдельных моментов становится одновременно и темой, и методом работы Дайги Крузе, которая в своей живописной технике пытается отразить опыт существования в постоянном движении.

Ускорение современной жизни не отменяет медитативной установки и интереса к прошлому, и это проявляется в работах Дианы Тамане, которая показывает фрагменты из семейного архива, связанные с личными и телесными эмоциональными переживаниями, и тем самым обнаруживает дополнительные пласты памяти в памяти семьи.

Представленных художников во многом объединяет схожесть профессиональных траекторий. Практически все получили образование в латвийской Академии художеств, принимали участие в выставках в Латвии и за ее пределами, были номинантами или лауреатами «Приза Пурвитиса».

Подробнее на http://www.triumph-gallery.ru/events/extension-lv-vstrecha-s-samim-soboy.html

По материалам пресс-релизов.

Просмотры: 1514
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru