The Art Newspaper Russia
Поиск

Императорский пекинес Лути может спать спокойно

Книга посвящена проблеме происхождения предметов из государственных коллекций разных стран, хранящихся ныне в музеях и галереях

В центре внимания Тиффани Дженкинс произведения искусства, приобретенные не совсем законным путем: полученные по принуждению, отнятые силой или в результате грабежей. Существует немало способов присвоения чужого имущества, а также дальнейшей легализации памятников науки и искусства, становящихся в конце концов общественным достоянием.

Скажем, в конце XIX века 900 произведений африканского искусства британские колонизаторы увезли после разгрома королевства Бенин, а теперь эти предметы находятся в пяти разных странах, включая Нигерию. Должны ли материальные ценности, добытые неправедным путем, сегодня быть возвращены туда, где существовали изначально? А если должны, то кому следует их возвращать? Есть ли у нас веские основания для того, чтобы вещи с сомнительным провенансом продолжали оставаться в государственных собраниях?

Один известный директор одного известного британского музея буквально расплылся в улыбке, когда его спросили о реституции. Ответ его был четким и недвусмысленным: его музей является владельцем этих произведений искусства, и точка.

Тем не менее проблема происхождения музейных предметов оказывается критически важной как для их безупречной сохранности и экспонирования, так и для решения спорных вопросов постколониального существования, бросающих тень и на великие коллекции, и на всю историю человечества.

Автор приводит десятки, даже сотни примеров спорных случаев, особенно сложных, когда предметы имеют священный статус и являются объектами поклонения. Вывод Дженкинс однозначен: «Миссия музеев должна состоять в приобретении, консервировании, исследовании и демонстрации своих коллекций. Это все, и этого достаточно». Дженкинс проявляет решимость, красноречиво отстаивая мысль: что имеем, то и храним.

Но такая позиция — вопрос времени. Недалек тот день, когда Китай начнет посылать официальные запросы о возвращении на родину многочисленных предметов (в основном фарфора), вывезенных французами и британцами из Летнего императорского дворца в Пекине в 1860 году во время второй «опиумной войны». Впрочем, пса Лути, императорского пекинеса, это не касается: он, как ни странно, был подарен королеве Виктории. И теперь его портрет логично находится в королевской коллекции.

Tiffany Jenkins. Keeping Their Marbles.
Oxford University Press. $34,95.
На английском языке 

Просмотры: 1403
Популярные материалы
1
Какие выставки смотреть в ГМИИ им. Пушкина в 2018 году
Рембрандт и Вермеер из Лейденской коллекции, пионер фотографии Уильям Генри Фокс Тальбот, Ольга Хохлова в жизни и творчестве Пикассо, искусство эпохи Эдо и многое другое.
13 декабря 2017
2
VI Премия The Art Newspaper Russia: лонг-лист
Объявлен лонг-лист VI Ежегодной премии The Art Newspaper Russia за самые значимые события в области искусства в пяти номинациях: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».
12 декабря 2017
3
Третьяковка получит ЦДХ
Будущее проектов Центрального дома художника после передачи здания Государственной Третьяковской галерее пока не известно.
12 декабря 2017
4
Фонд Шалвы Бреуса покидает «Ударник»
Многолетний проект BREUS Foundation по организации музея современного искусства в кинотеатре «Ударник» свернут.
08 декабря 2017
5
За что сгорела «Родина»
Фотопроект Данилы Ткаченко «Родина» с пылающими домами вызвал неоднозначную реакцию в обществе и профессиональной среде. Но юристы, опрошенные TANR, в оценках не расходятся.
11 декабря 2017
6
Леуварден объявлен культурной столицей Европы 2018 года
В городе на севере Нидерландов пройдет череда художественных выставок.
12 декабря 2017
7
«Спасителя мира» Леонардо купил Департамент по культуре и туризму Абу-Даби
Christie’s подтвердил, что покупателем самой дорогой картины в мире стал Департамент по культуре и туризму эмирата Абу-Даби, который приобрел работу для своего Лувра.
11 декабря 2017
8
«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»
Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды.
11 декабря 2017
9
Куда пойти с детьми на новогодних каникулах в Москве
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», рождественский вертеп в Музее Москвы, детская программа по авангарду в Еврейском музее и другие праздничные мероприятия, куда можно пойти всей семьей.
13 декабря 2017
10
Гилберт и Джордж: «Мы сделали произведение искусства из самих себя»
Один из самых знаменитых художественных дуэтов отмечает 50-летие творческой карьеры.
08 декабря 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru