The Art Newspaper Russia
Поиск

Понятие «частный музей» будет внесено в закон

В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов

Фото: Виталий Кривцов

Фото: Виталий Кривцов

Московский культурный форум проходит в Центральном Манеже с 24 по 26 марта и служит площадкой для общения и встреч бизнесменов, профессионалов в области культуры и обычных жителей столицы. В его рамках устроена впечатляющая выставка живописи русских классиков XIX века из частных коллекций (ее организовал «Центр искусств. Москва»), проводятся разнообразные презентации, мастер-классы и тематические круглые столы. Именно в этом формате была организована встреча основателей крупнейших московских частных музеев и фондов с представителями правительства города и публикой. Ведущей круглого стола была главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова, которая предложила обсудить все за и против статуса частного музея.

Как оказалось, кроме очевидных преимуществ: возможность самим определять направление развития своей институции, ее особенности и масштабы и ни перед кем не отчитываться, — перед основателями частных музеев и фондов стоит ряд проблем.

Для Алексея Ананьева, основателя Института русского реалистического искусства, созданного для изучения живописи советских художников-реалистов и ее популяризации, одной из главных проблем оказалась сложность внедрения музейной навигации в городское пространство. ИРРИ расположен примерно в десяти минутах ходьбы от станции метро «Павелецкая», и, чтобы довести зрителя до территории реконструированной ткацкой фабрики, где расположена постоянная экспозиция института, нужны «безумные деньги». За размещение указателей и знаков для пешеходов и водителей частный музей должен заплатить гораздо большую сумму, чем государственный.

Инна Баженова, основатель фонда IN ARTIBUS, сосредоточенного на выставках европейского и русского классического искусства, подтвердила, что проблема существует. «Мы разработали специальную навигацию (выставочная площадка фонда находится в переулках между Остоженкой и набережной Москвы-реки. — TANR), но так ее и не применили, настолько трудоемким и дорогим оказалось ее согласование с городом. И это притом что вход на выставки фонда бесплатный для всех».

Наталия Опалева, основатель музея Анатолия Зверева, рассказала, что Музей АЗ, открытый совсем недавно, но уже привлекший зрителей красивыми выставками, совмещающими работы шестидесятников с новейшими технологиями, испытывает трудности с наружной рекламой. «Что бы мы ни придумали, все плакаты и флаги, которыми мы пытаемся украсить фасад музея, выходящий на 2-ю Тверскую-Ямскую улицу, город немедленно убирает». А вот сложный процесс принятия в дар работ Анатолия Зверева от наследников Георгия Костаки из Греции прошел благополучно: после подтверждения статуса художественных ценностей произведения были ввезены в страну без налога.

Директор по развитию «Центра искусств. Москва» Евгений Егоров рассказал о том, как из выставочного зала его институция превратилась в настоящий культурный центр с 164 тыс. посетителей в год, вышедший на текущую самоокупаемость. Но даже этот центр, где показывают русскую классическую живопись в интерьерах, подобных дворцовым (это «искусство экспонировать искусство», по словам Евгения Егорова), расположенный в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, все еще не достиг желаемого. Как оказалось, попасть в маршрутную карту для иностранных туристов, которую составляет московский Департамент спорта и туризма, частному заведению практически невозможно.

Забежавший на минуту после презентации Московского зоопарка Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы, заверил собравшихся, что проблема с музейной навигацией общая и для государственных, и для частных музеев и что город будет ею интенсивно заниматься. Антон Горянов, начальник управления музейно-выставочной деятельности Департамента культуры, рассказал, что число и государственных, и частных музеев в столице постоянно растет, сейчас их около 500, и из них 120 — частные (некоторые работают в закрытом режиме). Он предложил помощь частным институциям по согласованию наружной рекламы. «Государственные музеи подчиняются тому же закону о рекламе, — сказал он, — но они знают требования и то, как ее согласовывать».

«Не бойтесь включатся в негосударственную часть музейного фонда РФ», — призвала частные музеи Надежда Петрова, замначальника музейного фонда РФ департамента культурного наследия Министерства культуры. Это повышает статус коллекции, конечно, накладывает обязательства (например, хранить коллекцию и обеспечивать ее учет), но и дает льготы, в том числе по ввозу-вывозу работ. «Понятия „частный музей“ в законе пока нет, но очевидно, что это изменение необходимо», — признавая вклад частных музеев, подытожила Надежда Петрова.

Просмотры: 5199
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
4
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru