The Art Newspaper Russia
Поиск

Понятие «частный музей» будет внесено в закон

В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов

Фото: Виталий Кривцов

Фото: Виталий Кривцов

Московский культурный форум проходит в Центральном Манеже с 24 по 26 марта и служит площадкой для общения и встреч бизнесменов, профессионалов в области культуры и обычных жителей столицы. В его рамках устроена впечатляющая выставка живописи русских классиков XIX века из частных коллекций (ее организовал «Центр искусств. Москва»), проводятся разнообразные презентации, мастер-классы и тематические круглые столы. Именно в этом формате была организована встреча основателей крупнейших московских частных музеев и фондов с представителями правительства города и публикой. Ведущей круглого стола была главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова, которая предложила обсудить все за и против статуса частного музея.

Как оказалось, кроме очевидных преимуществ: возможность самим определять направление развития своей институции, ее особенности и масштабы и ни перед кем не отчитываться, — перед основателями частных музеев и фондов стоит ряд проблем.

Для Алексея Ананьева, основателя Института русского реалистического искусства, созданного для изучения живописи советских художников-реалистов и ее популяризации, одной из главных проблем оказалась сложность внедрения музейной навигации в городское пространство. ИРРИ расположен примерно в десяти минутах ходьбы от станции метро «Павелецкая», и, чтобы довести зрителя до территории реконструированной ткацкой фабрики, где расположена постоянная экспозиция института, нужны «безумные деньги». За размещение указателей и знаков для пешеходов и водителей частный музей должен заплатить гораздо большую сумму, чем государственный.

Инна Баженова, основатель фонда IN ARTIBUS, сосредоточенного на выставках европейского и русского классического искусства, подтвердила, что проблема существует. «Мы разработали специальную навигацию (выставочная площадка фонда находится в переулках между Остоженкой и набережной Москвы-реки. — TANR), но так ее и не применили, настолько трудоемким и дорогим оказалось ее согласование с городом. И это притом что вход на выставки фонда бесплатный для всех».

Наталия Опалева, основатель музея Анатолия Зверева, рассказала, что Музей АЗ, открытый совсем недавно, но уже привлекший зрителей красивыми выставками, совмещающими работы шестидесятников с новейшими технологиями, испытывает трудности с наружной рекламой. «Что бы мы ни придумали, все плакаты и флаги, которыми мы пытаемся украсить фасад музея, выходящий на 2-ю Тверскую-Ямскую улицу, город немедленно убирает». А вот сложный процесс принятия в дар работ Анатолия Зверева от наследников Георгия Костаки из Греции прошел благополучно: после подтверждения статуса художественных ценностей произведения были ввезены в страну без налога.

Директор по развитию «Центра искусств. Москва» Евгений Егоров рассказал о том, как из выставочного зала его институция превратилась в настоящий культурный центр с 164 тыс. посетителей в год, вышедший на текущую самоокупаемость. Но даже этот центр, где показывают русскую классическую живопись в интерьерах, подобных дворцовым (это «искусство экспонировать искусство», по словам Евгения Егорова), расположенный в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, все еще не достиг желаемого. Как оказалось, попасть в маршрутную карту для иностранных туристов, которую составляет московский Департамент спорта и туризма, частному заведению практически невозможно.

Забежавший на минуту после презентации Московского зоопарка Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы, заверил собравшихся, что проблема с музейной навигацией общая и для государственных, и для частных музеев и что город будет ею интенсивно заниматься. Антон Горянов, начальник управления музейно-выставочной деятельности Департамента культуры, рассказал, что число и государственных, и частных музеев в столице постоянно растет, сейчас их около 500, и из них 120 — частные (некоторые работают в закрытом режиме). Он предложил помощь частным институциям по согласованию наружной рекламы. «Государственные музеи подчиняются тому же закону о рекламе, — сказал он, — но они знают требования и то, как ее согласовывать».

«Не бойтесь включатся в негосударственную часть музейного фонда РФ», — призвала частные музеи Надежда Петрова, замначальника музейного фонда РФ департамента культурного наследия Министерства культуры. Это повышает статус коллекции, конечно, накладывает обязательства (например, хранить коллекцию и обеспечивать ее учет), но и дает льготы, в том числе по ввозу-вывозу работ. «Понятия „частный музей“ в законе пока нет, но очевидно, что это изменение необходимо», — признавая вклад частных музеев, подытожила Надежда Петрова.

Просмотры: 4543
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
4
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
9
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
10
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru