The Art Newspaper Russia
Поиск

Анри Реньо: история славы и забвения

Художник Анри Реньо был сенсацией ориентализма XIX века, но рано умер. Монографии о забытых живописцах всегда ставят читателя перед необходимостью собственной оценки

Художник Анри Реньо (1843–1871), пожалуй, более всего известен своей ранней гибелью (в 27 лет на франко-прусской войне) и картиной «Саломея», которая стала сенсацией Салона 1870 года, а со временем хрестоматийным примером ориентализма последнего разбора. Его биограф Марк Готлиб взялся пересмотреть творчество художника и миф, сложившийся вокруг его личности. Им движет интерес не только к небольшому, пусть и яркому, творческому наследию Реньо, но и к тому, как работает механизм посмертной репутации — от пика славы сразу после гибели художника на поле боя и вплоть до полного забвения, когда музеи, недавно боровшиеся за его картины, сослали их в хранилища.

Удостоенный Римской премии в 1866 году, Реньо отправился в Италию, однако бóльшую часть своего пенсионерского срока провел в Испании и Северной Африке. Там он писал огромные полотна с сюжетами, полными более или менее откровенной «чернухи», отличавшиеся яркими, почти кричащими красками. Сочетание будоражащей экзотичности с брутальным натурализмом действовало на зрителя ошеломляюще. 

Далее рассказывается о мощном эффекте, произведенном двумя главными картинами Реньо: «Саломеей» (1870) и «Казнью без суда при мавританских королях Гранады» (1870), едва ли не карикатурными в своей театральности. В конце Готлиб анализирует героическую легенду Реньо, много послужившую патриотической мифологии после поражения Франции в 1871 году, а также его успех в США и полное крушение былой славы. Книга Готлиба — основательная работа о художнике, вызывавшем сильные, но противоречивые чувства — от восторгов, расточаемых Теофилем Готье, который называл Реньо «симфонистом цвета», до презрительной насмешки Эмиля Золя, обозвавшего его «Делакруа, улучшенным Жеромом». 

Просмотры: 1239
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru