The Art Newspaper Russia
Поиск

Лувр развенчивает миф о Вермеере как одиноком гении

Выставка, которая откроется в Париже 22 февраля, доказывает, что нидерландский живописец не жил в Делфте в полной изоляции, как полагалось ранее

На новой выставке Лувра, открывающейся 22 февраля, особое внимание уделено влиянию, которое оказывали на творчество Яна Вермеера другие голландские мастера жанровой живописи его времени.

В искусствоведении имя Вермеера и сегодня остается прочно связанным с Делфтом (его называют Вермеером Делфтским, в отличие от современника, пейзажиста Вермеера Харлемского). Документальные свидетельства о дальних поездках художника крайне скудны, а связям с жителями Делфта, напротив, можно посвятить целые книги, как сделала, например, писательница Трейси Шевалье (это на основе ее романа снят фильм «Девушка с жемчужной сережкой»). Все это подкрепляет представление о том, что он был одиноким гением, жившим в изоляции и лишь изредка покидавшим родной город.

Сокуратор луврской выставки «Вермеер и мастера жанровой живописи» Блез Дюко работал над ней целых пять лет, поэтому, когда полотна были наконец развешаны по стенам, связи между нидерландскими мастерами жанровой живописи стали в полной мере очевидны. «Вермеер путешествовал и видел произведения других художников, иначе он просто не мог быть так хорошо осведомлен обо всем, что происходило. Как и Рембрандт, он никогда не покидал своей страны, но он не был и затворником Делфта, работавшим в уединении в своей маленькой студии», — говорит Дюко.

Один из представленных примеров — «Девушка, пишущая письмо» (ок. 1655–1656, сейчас в коллекции Королевской галереи Маурицхейс в Гааге) Герарда Терборха, висящая на выставке в Лувре рядом с написанной десятилетием позже «Дамой, пишущей письмо» Вермеера (ок. 1665–1667, в коллекции Национальной художественной галереи в Вашингтоне). Образ женщины, пишущей, вероятно, любовное письмо в темной комнате, возник именно у Терборха, картина которого является первым известным случаем использования этого сюжета у малых голландцев. Дюко утверждает, что Вермеер наверняка видел работу предшественника — либо в мастерской Терборха в Девентере, либо у купившего ее роттердамского коллекционера, — но развил эту тему, повернув лицо пишущей к зрителю и заставив ее смотреть на него внимательным взглядом. Выставка в Лувре показывает, что, даже если Вермеер и заимствовал идеи и позы из чуть более ранних работ, под его кистью они обретали совершенство, недостижимое для его соперников.

Англоязычная версия каталога выставки, выпущенная издательством Yale University Press, уже в продаже.

«Вермеер и мастера жанровой живописи»
Лувр, Париж
22 февраля – 22 мая

Национальная галерея Ирландии, Дублин
17 июня – 17 сентября

Национальная художественная галерея, Вашингтон
22 октября 2017 – 21 января 2018

Просмотры: 10063
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru