The Art Newspaper Russia
Поиск

Cпасти и сохранить

Достижения российских реставраторов беспрецедентны. В нашем юбилейном обзоре — примеры нестандартной реставрации уникальных экспонатов, выполненных в разных техниках

Иконопись

Богоматерь Боголюбская. Вторая треть XII века.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Материал, техника: дерево, левкас, темпера

Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, в прошлом году стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia за раскрытие и реставрацию одной из древнейших русских икон. Именно он завершил 100-летнюю историю исследования и восстановления святыни. Слой неизвестной авторской живописи зафиксировали еще в 1970-х годах, однако доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. Только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под многовековых записей фрагменты 1158–1163 годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись. Сейчас образ находится на мониторинге в мастерских музея-заповедника. Горматюком предложена конструкция специальной витрины-кассеты, стабилизирующей состояние Богоматери Боголюбской и делающей музейный показ безопасным для иконы.


Ювелирное искусство

Арабская масляная лампа из горного хрусталя.
X — начало XI века. Государственный Эрмитаж

Материал, техника: горный хрусталь, золото, эмаль

Лампа сделана в Басре или Египте из цельного куска горного хрусталя и покрыта резьбой. В начале XVI века в Италии лампа получила оправу из золота, украшенную эмалями. Заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель объяснил, что в музее «лампа хранилась по частям (хрустальный сосуд — в отделе Востока, а убранство — вместе с западным декоративно-прикладным искусством), но затем была собрана». Реставрация продолжалась четыре месяца.


Стекло

Холодильник со съемной крышкой. 1700–1716. Музеи Московского Кремля
Материал, техника: стекло, серебро, штамп, гравировка, резьба, золочение

Дар датского короля Фредерика IV в 1716 году. Автор сосуда — мастер Франц Гонделах (Гессен), выдающийся гравер и резчик по стеклу. Художник-реставратор Вадим Яковлев боролся с часто встречающейся «болезнью стекла»: нарушенная технология литья приводит к мелким трещинам, запуская процесс шелушения. Яковлев применил технологию укрепления проблемных участков эпоксидными смолами. Пока закончена верхняя часть — слоник на крышке. Теперь деталь стала прозрачной, на ней также проявилась изначальная фактура, приданная фигуре в XVIII веке.


Реликвии

Шапка «Алмазная» царя Петра Алексеевича. 1680-е. Музеи Московского Кремля
Материал, техника: золото, серебро, драгоценные камни, мех, литье, чеканка, эмаль, резьба

Последняя реставрация шапки была в XIX веке, когда накладки на каркас закрепили не проволокой, но нитками. От времени они рассохлись. На драгоценных камнях и металле образовались окислы и патина. Художник-реставратор Вадим Яковлев рассказал, что «в процессе реставрации мастерскими Московского Кремля все элементы были разобраны, удалены все окислы, органические загрязнения, а затем венец заново собран и закреплен проволокой; внутри шапки создана основа, удерживающая каркас от дальнейшей деформации».


Ткани

Знамя Победы. 1940‑е. Центральный музей Вооруженных Сил России
Материал, техника: ткань, живопись по ткани

Весной 2010 года в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) начали восстанавливать Знамя Победы, водруженное на Рейхстаг. Оригинал хранился в запасниках, а копии приходилось менять: витрина располагалась у окна, из-за солнечных лучей ткань выгорала. На оригинале, несмотря на всю аккуратность музейного обращения, пошли трещины по живописи. Реставратор ГосНИИР Софья Мартьянова рассказала: в соответствии с заданием знамя сдублировали на окрашенный шелковый газ по изнаночной стороне, восстановлена вся живопись.


Керамика

Большая ойнохоя с четырехсторонним декором. Конец VIII — начало VII века до н.э.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Материал: глина, обмазки

Большая ойнохоя происходит из предметов, пострадавших в мае 1945 года при взрыве бункера, где хранилась часть коллекций берлинских музеев. До 2011 года ее фрагменты находились среди других обломков из Фонда перемещенных ценностей. После месяцев кропотливой работы научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира Дмитрий Калиничев подобрал друг к другу 126 черепков, предварительная склейка которых стала первым этапом восстановления сосуда. Примерно пятая часть его поверхности была закопчена, вплоть до полной невозможности различения росписи, а седьмая часть утрачена. После первичной склейки и последующего демонтажа фрагменты подвергли термической очистке. Затем их вновь склеили раствором акрилового сополимера (БМК-5) в изопропиловом спирте. Утраченные фрагменты восстанавливались из тонированного медицинского гипса.

Просмотры: 3353
Популярные материалы
1
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
2
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
3
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
4
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
5
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
6
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
7
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
8
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
9
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
10
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru