The Art Newspaper Russia
Поиск

«Щелкунчик» в Париже

Выставка работ Михаила Шемякина, посвященная знаменитому балету, прошла во Франции

Образ из балета Щелкунчик, серия Уходящие гости

Образ из балета Щелкунчик, серия Уходящие гости

Приуроченная к Рождеству и новогодним праздникам экспозиция разместилась в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли. Здесь можно было увидеть эскизы костюмов и декораций ко всемирно известному балету, а также созданные по мотивам «Щелкунчика» скульптуры, ювелирные изделия и фарфор.

Новая веха в истории многочисленных постановок балета «Щелкунчик» на ведущих мировых сценах началась в 1999 году, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предложил Михаилу Шемякину сделать новый спектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана на музыку Петра Чайковского. В результате художник не только создал эскизы декораций и костюмов, но и стал автором самой постановки в Мариинке 2001 года. Опираясь на либретто и сценарный план балетмейстера Мариуса Петипа, Шемякин придумал новый мир с элементами гротеска, странностями и перевоплощениями. Персонажей «Щелкунчика» художник облачил в невероятные костюмы и поместил в сказочный, фантастичный декор, где каждая деталь, каждый элемент были продуманы, внимательно отобраны мастером.
Сам художник признавался, что вдохновение он черпал в музыке Чайковского: «Новая интерпретация (Гергиева. — TANR) раскрыла для меня всю мощь этого предсмертного произведения великого композитора, мощь, которая теряется в традиционных постановках, зачастую сводящихся к детским утренникам».

По словам Михаила Шемякина, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух, а также соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского; и в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое».

Михаил Шемякин подготовил огромное количество эскизов костюмов и декораций, зарисовок к балету, мизансцен, движений персонажей, по которым работал хореограф Кирилл Симонов. Позже по этим эскизам художник создал трехмерные изображения персонажей в дереве и полистироле, а также ювелирные изделия и фарфоровые фигурки, ряд которых был представлен на парижской выставке. В частности, в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли можно было увидеть коллекцию авторских украшений из драгоценных камней, металла и цветной эмали по мотивам произведений Шемякина, выпущенную художником совместно с ювелирным домом Sasonko.

Специально к премьере коллекции, состоявшейся осенью 2016 года, ювелирный дом открыл авторские салоны художника в Москве и Санкт-Петербурге. На выставке также была показана скульптура Михаила Шемякина из фарфора, выполненная в мастерских легендарного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Материалы по теме
Просмотры: 1869
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru