The Art Newspaper Russia
Поиск

Дьявол в деталях

В Музеях Московского Кремля до 11 января работает выставка «Элегантность и роскошь ар деко». А мы рассказываем о драгоценных аксессуарах и курительных принадлежностях той эпохи

Пепельница Cartier. 1934. Париж. Резной горный хрусталь, золото, коралл, эбонит, черный лак. Коллекция Cartier

Пепельница Cartier. 1934. Париж. Резной горный хрусталь, золото, коралл, эбонит, черный лак. Коллекция Cartier

После Первой мировой войны и мужчины, и женщины пристрастились к курению. Солдаты привыкли курить на фронте: сигареты выдавались им в пайках, чтобы укрепить боевой дух. Во время войны женщинам пришлось взять на себя важные общественные функции, что привело к переменам в этикете: например, они начали курить в общественных местах. В период между двумя войнами курение становится привычным занятием, и изысканные курительные принадлежности превращаются в модные аксессуары.

В соответствии с новым подходом к предметам роскоши и модой вырос спрос на драгоценные аксессуары — разного рода несессеры (vanity case) для косметики, портсигары, футляры для губной помады, флаконы для духов, пудреницы. Часто в одном несессере совмещались сразу несколько функций: в них были отделения и для косметики, и для сигарет, и для графитного карандаша, то есть для всего необходимого, что в любой момент может понадобиться женщине и всегда должно быть под рукой. Эти миниатюрные предметы стали если не важнее, то такими же знаковыми, как украшения, что является отличительной особенностью эпохи ар-деко.

В декоре этих изящных предметов отражена полифония художественных течений и творческих методов ар-деко, основанных на адаптации и интерпретации многочисленных заимствованных форм и мотивов. Так, портсигар-несессер Cartier 1924 года восходит к японскому инро (коробочка для хранения мелких предметов), но его модель на двух цепочках с кольцом на палец отлична от прототипа, в котором многоуровневая конструкция из маленьких коробочек, входящих друг в друга, удерживается шнуром. В 1930 году оригинальное инро XVIII века Cartier превращает в современный несессер, внешне сохраняющий свою аутентичность. Для этой группы предметов характерна и стилизация под традиционное китайское декоративно-прикладное искусство, так называемый стиль «шинуазри». Один из самых известных примеров — несессер Cartier 1927 года под названием «Китайская ваза» с великолепным рельефом из цветных камней на фоне черной эмали. Настоящие перламутровые «картины», предназначенные для несессеров Cartier и Van Cleef & Arpels, создавал русский художник Владимир Маковский.

В 1920-е годы женщины начинают курить на публике, и это способствует развитию новых типов дамских аксессуаров: портсигаров, мундштуков и прототипов современных зажигалок. К последним относится так называемый strike-a-light (кресало со спичкой) 1921 года. В это устройство входит металлический стержень, на конце которого находится кремень, окруженный пропитанной зажигательной жидкостью ватой. Сбоку на зажигалке — ферроцерий, сплав, дающий искру при трении. Спичка при ударе о его поверхность воспламеняется. На выставке также представлен и более современный тип зажигалки, выполненной из золота и черной эмали и принадлежавшей когда-то принцу Непала Бишми.

Среди продукции модных домов 1920-х годов можно найти и другие изысканные курительные принадлежности, в том числе пепельницу, мундштук и портсигары из платины, нефрита, кости альбатроса, сапфировых кабошонов, алмазов огранки «роза» и красной и черной эмали.

Просмотры: 1716
Популярные материалы
1
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
2
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
3
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
4
«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября
Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов.
14 октября 2019
5
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
6
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
7
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
8
Маурицио Каттелан: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни»
Выставка Маурицио Каттелана, известного своими провокационными работами, открылась в неожиданном месте — в британском дворце Бленхейм, поместье герцогов Мальборо. Еще более неожиданным стало похищение с выставки одной из работ — золотого унитаза.
14 октября 2019
9
В Вене Караваджо и Бернини вступают в диалог
На выставке в Музее истории искусств представлено 70 произведений живописи и скульптуры, включая неизвестные публике бронзовые головы работы Бернини, когда-то украшавшие его карету.
15 октября 2019
10
Кандинский и искусственный интеллект: выставки российского искусства открылись в Саудовской Аравии
Они проходят в Культурном центре имени короля Фахда в рамках программы «Культура России в Эр-Рияде»
15 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru