The Art Newspaper Russia
Поиск

Балет вокруг Будды

Посетители музея могут наблюдать за работой реставраторов в реальном времени: опыт японских специалистов по консервации перенимают в американском музее

Пятиметровый свиток Смерть Будды (1713) Ханабусы Иттё в последний раз реставрировали в 1850 г. / MUSEUM OF FINE ARTS , BOSTON

Пятиметровый свиток Смерть Будды (1713) Ханабусы Иттё в последний раз реставрировали в 1850 г. / MUSEUM OF FINE ARTS , BOSTON

До января 2017 года все, кто приходит в бостонский Музей изя­щных искусств, наблюдают необычное представление — постоянно идущий свое­образный балет с участием реставраторов и большой буддийской картины. На их глазах восстанавливают «Смерть Будды» (1713) — пятиметровый свиток японского каллиграфа и поэта Ханабусы Иттё (1652–1724). Работы ведутся во временной мастерской, обустроенной прямо в зале восточного искусства.

Идея публичного рабочего процесса пришла Джеки Элгар, возглавляющей отдел международных проектов и реставрации восточного искусства, во время поездки в Японию в начале 1990-х. Именно там она стала свидетельницей реставрации большой картины, изображающей нехан (смерть исторического Будды). «Возникло ощущение балета. Каждый из его участников знал свою роль и безукоризненно исполнял ее, — говорит она. — Я тогда подумала, что западным людям стоит увидеть нечто подобное».

Вертикально висящий свиток выставлен впервые за 25 лет. Рядом с ним в Бостоне показывают более позднюю картину на ту же тему, а также четыре «смертные картинки» с актерами театра кабуки в позе, подражающей нехану.

Шедевр Ханабусы Иттё был известен с XVIII века. Находился он в буддийском храме и выносился раз в год. Изображения такого рода давали художнику возможность показать все свое техническое мастерство. Особо ему удались фигуры животных, за исключением разве что слона с грозными когтями. Вероятность того, что Ханабуса Иттё видел живого слона, крайне мала. Важно и то, что мастер подписал картину своим именем, это делалось редко.

В 2017 году свиток отправится на выставку в Японию. В последний раз он подвергался реставрации в 1850 году. Изображение нужно распрямить, для чего его снимут с основы, а затем вернут обратно. Утраты красочного слоя незначительны, но на поверхности есть трещины, вызывающие отслоение краски.

Для осуществления проекта музей искал самых разных специалистов, в том числе японцев, способных создать копии тканей внешней окантовки свитка. Спонсором реставрации стал токийский фонд Sumitomo. «Эта международная сеть специалистов — своего рода большая семья», — говорит Элгар. Музею помогают и американцы: партнером реставрации свитка стала Художественная галерея Фрира при Смитсоновском институте.

«Особенным этот проект делает то, что туристы могут следить за работой в реальном времени. Он сырой и необычный — именно это мне и нравится», — говорит Элгар.

Просмотры: 918
Популярные материалы
1
Первая большая выставка Джорджо де Кирико в России откроется в Третьяковке
На выставке «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» покажут более 100 работ предтечи сюрреализма из Великобритании, Италии, России, Франции и Швейцарии.
20 марта 2017
2
«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»
Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу.
23 марта 2017
3
Ирине Антоновой — 95 лет
Руководители российских художественных музеев, искусствоведы и художники поздравляют с юбилеем президента ГМИИ имени Пушкина Ирину Александровну Антонову.
20 марта 2017
4
Ирина Антонова нашла место Музею нового западного искусства
Президент ГМИИ им. А.С.Пушкина провела ученый совет, напомнив детали проекта музейного квартала и рассказав о планах по распределению коллекции в реконструируемых и возводимых зданиях, и помечтала об объединении собрания Щукина и Морозова.
20 марта 2017
5
Франция не осталась в долгу
В резиденции посла Франции вручили орден Почетного легиона, самую высокую награду Французской Республики, Владимиру Потанину, Владимиру Семенихину, Игорю Цуканову и Ольге Свибловой, ставшим инициаторами уникального проекта «Коллекция!».
24 марта 2017
6
Президент Салона рисунка в Париже: «Рынок рисунка — надежный и спокойный»
Специально для TANR Луи де Безье рассказал о том, как отбирают участников ярмарки, кто является главным покупателем и какие рисунки покупают чаще всего.
24 марта 2017
7
Огюст Роден. Экспериментатор, которому скандал открыл дорогу к славе
Ретроспектива в парижском Гран-пале к 100-летию со дня смерти мастера.
20 марта 2017
8
А и Б сидели на трубе
Романтическая хроника воспоминаний художника Бориса Мессерера о своей жене Белле Ахмадулиной погружает в самую сердцевину советского застоя и неофициальную советскую культуру.
24 марта 2017
9
Первый манифест русского хтонизма
В новой рубрике мы будем публиковать манифесты современных отечественных художников. В первом выпуске с осуждением наследников «тусовки» 1990-х и утверждением русского хтонизма выступает куратор и один из основателей Центра «Красный» Михаил Климин.
21 марта 2017
10
Понятие «частный музей» будет внесено в закон
В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов.
24 марта 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru