18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собор превратили в волшебную пещеру Аладдина

№47
Материал из газеты

Как старинные своды сочетаются с новейшими артефактами? Знаменитый французский художник Жан-Мишель Отоньель создал в сокровищнице кафедрального собора Святого Петра в Ангулеме по-настоящему виртуальную среду — для этого он использовал свои любимые элементы и материалы

Последние восемь лет французский художник Жан-Мишель Отоньель работал над обновлением убранства сокровищницы кафедрального собора Святого Петра в городе Ангулем на юго-западе Франции. Результатом его многолетних трудов стала театрально разыгранная с помощью артистической декорации «пещера Аладдина», сделанная из голубого, золотого и черного стекла и серебристого алюминиевого кружева. Отоньель создал как бы совершенное волшебное пространство — таким, каким оно представляется читателям восточных сказок.

Проект Жан-Мишеля Отоньеля осуществлен в рамках масштабной программы по реставрации собора, в архитектуре которого романский фасад XII века и другие сохранившиеся средневековые элементы соединяются с неороманской реконструкцией XIX века авторства Поля Абади, архитектора более знаменитой парижской базилики Сакре-Кер.

Собор, которым Абади занимался с 1852 по 1875 год, представляет собой классический пример консервативной католической реставрации, расцвет которой пришелся на эпоху Второй империи (1852–1870). Его сокровищница, где хранится около 200 кубков, кадил, расшитых церковных одеяний, статуй и реликвариев, весьма значительная часть из которых сделана из недорогих материалов вроде позолоченного металла и цветного стекла, служит яркой иллюстрацией ностальгически-романтического увлечения в тот период Средневековьем, а точнее, стилизацией под него.

Секрет стеклянного кокона

Для показа того, что находится в сокровищнице, Отоньель в трех помещениях южного трансепта — в часовне и в том, что осталось от колокольни, разрушенной в XVI веке в период религиозных войн, — создал концентрированную декоративную среду. Нынешняя сокровищница разделена на два этажа с лифтом и каменной винтовой лестницей в башне. Стены, полы, витражные окна и витрины художник целиком переосмыслил в виде декоративного стеклянного кокона, окутывающего хранящиеся внутри богатства.

Известность пришла к Отоньелю 16 лет назад благодаря Беседке лунатиков — примечательной работе, оформляющей вход на станцию метро «Пале-Рояль» в центре Парижа. Еще более знамениты его фонтанные скульптуры в парке Версальского дворца, созданные в 2014 году. Проекты для Ангулема и Версаля объединяют не только узнаваемые особенности стиля художника — переплетение извилистых цепочек его фирменных разноцветных стеклянных шаров, — но и глубокая концептуальная укорененность Отоньеля в исторических исследованиях. Все его артистические жесты выглядят чистым своеволием, однако у каждой из части убранства кафедрального собора в Ангулеме есть вполне ясные исторические и культурные прообразы.

«Меня интересует то, как художник может изучать прошлое, пересматривать и перерабатывать общепринятые классические образцы, — пояснил Отоньель The Art Newspaper. — Абади уже поработал с оригинальным романским стилем. Я иду вслед за ним, буквально по его стопам, и продолжаю эту работу». По его словам, в ходе подготовки к проекту он погрузился в изучение геометрических узоров романского стиля, а также вдохновлялся стилем английского движения «Искусства и ремесла».

Театр чистой воды

Результатом, как и в Версале, стал чистой воды театр. В одной стеклянной витрине на пьедестале из шаров венецианского стекла сверкает группа пышных золотых чаш и дарохранительниц. В другой выставлены великолепно расшитые облачения. В высоком витраже, соединяющем сокровищницу с собором, использовано стекло различных оттенков голубого с золотыми вкраплениями, перекрытое перемычками, сплетающимися соломоновым узлом. Окно окаймлено сеткой из алюминия со множеством шаров венецианского стекла. Этот же узорчатый мотив воспроизведен в отпечатанных вручную обоях и в мозаичных полах из цементных плиток (созданных при помощи техник, разработанных еще во времена Абади).
«Художник стремился расшифровать и передать дух и страсть конца XIX века, — говорит Пьер Казенав, региональный куратор исторических памятников Министерства культуры  Франции, совместно с епископом Ангулемским заказавший Отоньелю этот проект. — Чтобы понять смысл предмета, нужно понять его эмоцию, а также извлечь ее из мертвых материалов наружу. Именно это и сделал Жан-Мишель».

Официальное открытие сокровищницы состоялось в конце сентября и вызвало массу восторженных откликов и фотографий в соцсетях.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+