The Art Newspaper Russia
Поиск

Собор превратили в волшебную пещеру Аладдина

Как старинные своды сочетаются с новейшими артефактами? Знаменитый французский художник Жан-Мишель Отоньель создал в сокровищнице кафедрального собора Святого Петра в Ангулеме по-настоящему виртуальную среду — для этого он использовал свои любимые элементы и материалы

Религиозные святыни хранятся на пьедестале из шаров венецианского стекла / JEAN -MICHEL OTHONIEL /OTHONIEL /ARS

Религиозные святыни хранятся на пьедестале из шаров венецианского стекла / JEAN -MICHEL OTHONIEL /OTHONIEL /ARS

Последние восемь лет французский художник Жан-Мишель Отоньель работал над обновлением убранства сокровищницы кафедрального собора Святого Петра в городе Ангулем на юго-западе Франции. Результатом его многолетних трудов стала театрально разыгранная с помощью артистической декорации «пещера Аладдина», сделанная из голубого, золотого и черного стекла и серебристого алюминиевого кружева. Отоньель создал как бы совершенное волшебное пространство — таким, каким оно представляется читателям восточных сказок.

Проект Жан-Мишеля Отоньеля осуществлен в рамках масштабной программы по реставрации собора, в архитектуре которого романский фасад XII века и другие сохранившиеся средневековые элементы соединяются с неороманской реконструкцией XIX века авторства Поля Абади, архитектора более знаменитой парижской базилики Сакре-Кер.

Собор, которым Абади занимался с 1852 по 1875 год, представляет собой классический пример консервативной католической реставрации, расцвет которой пришелся на эпоху Второй империи (1852–1870). Его сокровищница, где хранится около 200 кубков, кадил, расшитых церковных одеяний, статуй и реликвариев, весьма значительная часть из которых сделана из недорогих материалов вроде позолоченного металла и цветного стекла, служит яркой иллюстрацией ностальгически-романтического увлечения в тот период Средневековьем, а точнее, стилизацией под него.

Секрет стеклянного кокона

Для показа того, что находится в сокровищнице, Отоньель в трех помещениях южного трансепта — в часовне и в том, что осталось от колокольни, разрушенной в XVI веке в период религиозных войн, — создал концентрированную декоративную среду. Нынешняя сокровищница разделена на два этажа с лифтом и каменной винтовой лестницей в башне. Стены, полы, витражные окна и витрины художник целиком переосмыслил в виде декоративного стеклянного кокона, окутывающего хранящиеся внутри богатства.

Известность пришла к Отоньелю 16 лет назад благодаря Беседке лунатиков — примечательной работе, оформляющей вход на станцию метро «Пале-Рояль» в центре Парижа. Еще более знамениты его фонтанные скульптуры в парке Версальского дворца, созданные в 2014 году. Проекты для Ангулема и Версаля объединяют не только узнаваемые особенности стиля художника — переплетение извилистых цепочек его фирменных разноцветных стеклянных шаров, — но и глубокая концептуальная укорененность Отоньеля в исторических исследованиях. Все его артистические жесты выглядят чистым своеволием, однако у каждой из части убранства кафедрального собора в Ангулеме есть вполне ясные исторические и культурные прообразы.

«Меня интересует то, как художник может изучать прошлое, пересматривать и перерабатывать общепринятые классические образцы, — пояснил Отоньель The Art Newspaper. — Абади уже поработал с оригинальным романским стилем. Я иду вслед за ним, буквально по его стопам, и продолжаю эту работу». По его словам, в ходе подготовки к проекту он погрузился в изучение геометрических узоров романского стиля, а также вдохновлялся стилем английского движения «Искусства и ремесла».

Театр чистой воды

Результатом, как и в Версале, стал чистой воды театр. В одной стеклянной витрине на пьедестале из шаров венецианского стекла сверкает группа пышных золотых чаш и дарохранительниц. В другой выставлены великолепно расшитые облачения. В высоком витраже, соединяющем сокровищницу с собором, использовано стекло различных оттенков голубого с золотыми вкраплениями, перекрытое перемычками, сплетающимися соломоновым узлом. Окно окаймлено сеткой из алюминия со множеством шаров венецианского стекла. Этот же узорчатый мотив воспроизведен в отпечатанных вручную обоях и в мозаичных полах из цементных плиток (созданных при помощи техник, разработанных еще во времена Абади).
«Художник стремился расшифровать и передать дух и страсть конца XIX века, — говорит Пьер Казенав, региональный куратор исторических памятников Министерства культуры  Франции, совместно с епископом Ангулемским заказавший Отоньелю этот проект. — Чтобы понять смысл предмета, нужно понять его эмоцию, а также извлечь ее из мертвых материалов наружу. Именно это и сделал Жан-Мишель».

Официальное открытие сокровищницы состоялось в конце сентября и вызвало массу восторженных откликов и фотографий в соцсетях.

Просмотры: 815
Популярные материалы
1
Самые дорогие картины русских художников, проданные за последние пять лет
Топ-10 лучших продаж русского искусства на международных аукционах в 2012 – 2016 годах.
15 февраля 2017
2
Оттепель – фантастический эксперимент
Сразу три ведущих московских музея с участием еще трех десятков других организаций решили вспомнить переломную для СССР хрущевскую эпоху
13 февраля 2017
3
Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
Реставрация живописи и графики художника в Центре имени Грабаря не только спасла работы, но и дала много интересных подробностей о творчестве Фешина.
15 февраля 2017
4
В 2018 году в Пушкинском музее пройдет выставка Пабло Пикассо
Экспозиция «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова» станет первым совместным проектом ГМИИ и испанского фонда La Caixa.
15 февраля 2017
5
Роскомнадзор заблокировал несколько страниц портала Artnet
Причиной для блокировки одного из ведущих мировых порталов об искусстве стали страницы со снимками фотографов Салли Манн, Гарри Гросса и Джока Стерджеса
16 февраля 2017
6
Новыми кураторами галереи «Пересветов переулок» стали Елизавета Плавинская и Иван Лунгин
Лунгин и Плавинская пришли на смену Ларисе Гринберг, возглавлявшей ранее «Пересветов Переулок» и галерею «На Шаболовке». В январе 2017 года она ушла из объединения «Выставочные залы Москвы», назвав одной из причин урезание выставочных бюджетов.
14 февраля 2017
7
Человек, который смеется смехом бессмертных
Скандальная выставка Яна Фабра в Эрмитаже обрела каталог, в котором максимально подробно раскрывается подлинный смысл проекта.
16 февраля 2017
8
Игорь Мухин: «Нужно находить модель, которая не боится показать свое тело»
С фотографом, преподавателем Школы Рoдченко, чья выставка в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» скоро откроется в Москве, мы поговорили о том, что такое авторский стиль, о цене фотографии и об обнаженной натуре в искусстве.
15 февраля 2017
9
«Концерт» Челищева в Петербурге
Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером.
13 февраля 2017
10
Московская биеннале запускает бесплатную образовательную программу
Всем желающим расскажут о сходстве и различии современного и классического искусства, об истории жанров и о том, почему «новое» не хуже «старого». Первую лекцию прочтет Аркадий Ипполитов уже в эту субботу.
14 февраля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru