The Art Newspaper Russia
Поиск

Сила «кэша»

По итогам основного проекта IX Ширяевской биеннале современного искусства

Группа Yunrubin. "Долларовый бурлак на Волге". Фото: Петр Гридин

Группа Yunrubin. "Долларовый бурлак на Волге". Фото: Петр Гридин

Тема основного проекта IX Ширяевской биеннале — «Кэш». Семантический ореол этого термина обширен — от ассоциаций с платежами до лексикона программирования, где «кэш» означает запас, буфер памяти.

Многозначна и эмблема биеннале, которая проводится каждый август каждого нечетного года начиная с 1999-го в селе Ширяево Самарской области, расположенном на берегу Волги, — кейс наличных на экране компьютера. Открытый чемодан с пачками купюр навеян кинематографом, где этот образ служит метафорой чистого обладания. А монитор, в чью рамку заключены деньги, отсылает к постиндустриальной эпохе, виртуализировавшей экономику.

Создатели биеннале Неля и Роман Коржовы говорят о ценности нередуцируемого остатка, сущности, прорваться к которой стремится современный человек, живя в реальности виртуальных потоков, в том числе финансовых. Деньги — это фикция, однако самочувствие нашего современника — жизнь в долг, тотально к этим фикциям привязанная, отчужденная жизнь. По замыслу кураторов именно художник способен противопоставлять подобному мироощущению прямой поступок, авторский жест, тождественный лишь самому себе. Наивность подобного пафоса кураторы делают своим ключевым аргументом — если это и «наивность», то возведенная в принцип и ставшая руководством к действию.

...Итак, кэш. Сухой остаток, неотчуждаемая наличность. Четыре десятка художников из разных стран — от Польши до Австралии. Художественные практики от социального перформанса до ленд-арта. Все они собраны в спектакль, подобный тем, что конструируются каждым большим куратором. Таковы «Парламент форм» Оквуи Энвезора или «Энциклопедический дворец» Массимилиано Джони. Таким же кураторским спектаклем является при всей разности масштабов и «Номадическое шоу» Нели Коржовой — многочасовое движение зрителей по чуждому горизонтальному пространству.

Одна из основных групп показанных на нем произведений — это материализация готовых, недвусмысленных символов. Так, датско-сингапурская группа Yunrubin обыграла волжский ландшафт в духе цитаты из работавшего в этих краях Ильи Репина: группа «бурлаков» влачила по водной поверхности надувной резиновый доллар, сдувшийся при доставке на берег. Французы из группы S’ilTePlait изготовили инсталляцию «Спекулятивный пузырь», а их коллеги Алиса Николаева и Николя Куржон обернули корабль со зрителями в золотую фольгу, развевавшуюся по ветру. Сдувшийся доллар, лопнувший пузырь, фальшивое золото — вполне очевидные образы, приходящие на ум, когда речь заходит об экономической атрибутике, особенно в кризисные периоды.

Еще одна группа произведений представляет собой попытки конструировать некие собственные символы и ситуации. Голландец Маартен Хейкамп превращает сельский сарай в усовершенствованную версию камеры-обскуры, в которой плоды ближайшего огорода предстают как возвышенные образы классических натюрмортов. Кроме того, художник на глазах у зрителей с помощью специального сканера фиксирует динамику падающего на овощи света в виде графики на светочувствительной глине. Дары природы тем самым обмениваются на собственные образы с последующей трансформацией в беспредметные схемы.

Норвежец Феликс Гмелин специально под биеннале объединился с коллегами из Норвегии, Швеции и Великобритании в группировку Serious Collision Investigation Unit Coalition, представив проект-мистификацию «Работники и хорьки». Сельский дом был превращен в тотальное выставочное пространство, в котором демонстрировались изготовленные из найденных предметов инсталляции, графика и рисунки 27 художников, объединенных темой безумия, девиации. Дом выступил для авторов аллегорией общества, движущегося к Апокалипсису, хотя общая тональность, заданная ими, была насквозь ироничной.

В проекте «Ожерелье для горы» польская художница Доминика Скутник имплантировала драгоценные камни в тело жигулевских гор с условием, чтобы зрители не могли их найти. Идея коллективного долга перед природой тем самым вступала в диалог с более широкой темой ценности искусства как таковой.

Многочисленные перформансы основного проекта часто играли роль медиумов для высказываний на повестку дня. «Концерт агитационной песни» в жанре «политической партитуры», исполненный московской группой U/n Multitude, посвящался кредитам как роковой теме, способной влечь самоубийства.

Для других авторов перформанс выступал метафорической оболочкой экономических конструктов. Так, в театрализованном танце «Антимиры» художники американской группы Antibody Corporation в костюмах транссексуалов рассматривали собственную телесность как пространство для обмена. Самарцы Мария Крючкова и Илья Саморуков также обыгрывали тему обмена: личные вещи авторов зрители могли поменять на свои либо на жест «любви» к самим художникам.

Оставляя после себя минимум материальных следов в пространстве, основной проект биеннале, как и в прежние годы, абсолютизирует художественный поступок и ставит этический компонент даже прежде эстетического. Само создание Ширяевской биеннале в конце 1990-х было таким поступком — не кураторов, но художников. Жестом, подпитанным желанием создать ситуацию высказывания от первого лица вне институциональных стен. Время доказало силу жеста: вот уже 17 лет ситуация продолжает воспроизводиться. Представители разных стран все так же работают и выставляют продукты своего труда в сельском ландшафте. А кураторы призывают и художников, и критиков забыть о «больших нарративах» и двигаться дальше.

Просмотры: 1985
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru