18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На грани фантастики. Искусство, проверенное электроникой

№45
Материал из газеты

Мегапроект Политехнического музея и центра Ars Electronica о будущем Земли

Все экспонаты выставки Лаборатория Земля, открывшейся на территории «Красного Октября», — произведения искусства и новых технологий одновременно: они излучают электромагнитные волны, пульсируют, сканируют и генерируют нечто из области научной фантастики. А сами участники выставки больше напоминают ученых из воображаемого НИИ медиаарта, которые проектируют будущее, следуя по стопам Леонардо да Винчи, не разделявшего занятия искусством и наукой. Эту научно-художественную лабораторию придумали совместно две ведущие институции, занимающиеся «умным искусством»: Политехнический музей и центр Ars Electroniсa (крупнейший фестиваль в австрийском Линце, куда ежегодно съезжаются физики и лирики со всего мира). Теперь работы призеров Ars Electrоnica последних трех лет, отобранные кураторами Мануэлой Нуво и Натальей Фукс, можно увидеть в Москве вместе с новинками наших авторов.

Все участники выставки условно делятся на теоретиков и практиков. Первые вдохновенно превращают физические явления в художественные, визуализируют новейшие научные теории. Вторые обращены к человеку и изобретают арт-объекты, которые могли бы облегчить или просто украсить земную жизнь. Исландец Финнбоги Петюрссон в своей инсталляции Земля делает видимым электромагнитное поле нашей планеты, переводя звук в изображение. В огромном бассейне генерируется вибрация на частоте 7,8 Гц, создавая физическое явление с романтичным названием «резонанс Шумана», названным так в честь физика Винфрида Отто Шумана, открывшего волновое взаимодействие Земли и ионосферы. А художник и музыкант ::vtol:: (Дмитрий Морозов) в своем свето-музыкальном объекте Разделитель представляет и вовсе принцип квантово-волнового дуализма. Лучи света затеняются вращающимися вентиляторами таким образом, что в итоге световая система начинает издавать еще и звуковые волны.

Среди практиков — Масуд Хасани, спроектировавший Mina Kafon, с помощью которого можно обнаружить мины, оставленные во время военных действий. Этот большой шар состоит из множества соединенных железным ядром бамбуковых стержней, к которым присоединены «ноги». Перекатываясь по земле, шар натыкается своими пластиковыми ногами на мины. Хитроумное и недорогое устройство способно заменить робота-сапера.

Инсталляция немецкой художницы Урсулы Нойгебауэр также будет понятна любому человеку, далекому от науки. Будто от дуновения невидимого ветра начинают крутиться манекены в длинных алых платьях. Как и все работы на выставке, инсталляция построена на основе новейшего программирования, однако чудо состоит все же в том, чтобы напрочь забыть о технологиях, просто наслаждаясь этим удивительным танцем.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+