The Art Newspaper Russia
Поиск

«Нет таких табу, которые было бы нельзя нарушить»

Ивона Блазвик и Кирилл Серебренников. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ивона Блазвик и Кирилл Серебренников. Фото: Государственная Третьяковская галерея

После небольшого перерыва российско-британские диалоги, организованные Государственной Третьяковской галереей при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, снова собрали публику в лазурно-сизом зале Врубеля. О культурном лидерстве в современном мире поговорили театральный и кинорежиссер, руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и директор галереи Whitechapel Ивона Блазвик.

«Должна ли культура являться полем для эксперимента? Работать на большинство зрителей или на себя? И насколько государство может регулировать культурный эксперимент?» — с такими вопросами обратилась модератор вечера арт-критик и журналист Анна Наринская к выступающим, предложив открыть встречу Кириллу Серебренникову.

Режиссер начал с мысли, что объяснять необходимость эксперимента в XXI веке просто нет необходимости. Это и так очевидно: культура, как и другие социальные изобретения, развивалась постепенно, невозможное становилось разумеющимся. «У меня спрашивают, почему я одеваю своих актеров в современные костюмы, но почему-то никто не спрашивает, а почему на сцене видеокамера или зачем я использую микрофон». Режиссер отметил, что пора бы начать смотреть в будущее, и в этом плане его очень интересует концепция «блокчейна» — система, при которой не нужны посредники в общении двух резидентов, так как существует сценарий доверия. «Если эта новая концепция победит, уйдут посредники в виде банков, нотариусов, даже государств», — считает он. Переходом с системы вертикали, которая деморализует людей, к горизонтальным связям между ними, по мнению Кирилла Серебренникова, как раз и должен заниматься культурный лидер. «Самых главных мотиваций всего три: деньги, любовь и страх. В культуре, где не должно быть ни денег, ни страха, любовь должна оставаться самой важной мотивацией для создания связей и сценариев доверия».

«К сожалению, в России уровень эксперимента сегодня — это Достоевский в современных костюмах, — обратилась Анна Наринская к Ивоне Блазвик. — А что же эксперимент для современной Англии?»

Куратор, член жюри Премии Тернера отметила, что Россия была и остается тем не менее создателем революционных моментов в истории искусства (авангард, конструктивизм) — таковым в свое время было феминистское движение, которое нашло воплощение в видеоарте. «Перспективным медиа для меня остается перформанс, то, что можно назвать работой с движущимся изображением. Искусство должно оставаться свободным от всего, будь то кассовые сборы или условия просмотра. Нужно не бояться доверять художнику, нет таких табу, которые было бы нельзя нарушить». Ивона Блазвик рассказала также о финансировании современного искусства сегодня: «В Европе более 80% культурных институций имеют государственное финансирование. Также существует спонсорство и скрытое финансирование. Но государство не должно вмешиваться в искусство, здесь должен главенствовать принцип вытянутой руки. Отсутствие денег лишь дополнительная мотивация для художника».

В ответ Анна Наринская попросила поделиться своим «способом выживания» Кирилла Серебренникова. Тот вспомнил, как поставил в «Гоголь-центре» спектакль «Кому на Руси жить хорошо» с нулевым бюджетом. «Сейчас есть возможность быть услышанным каждому. Существует поддержка фондов, краудфандинг, глобальная сеть. Невозможно остановить человеческий прогресс — это все равно что пытаться перекрыть водный поток, который если не пробьется здесь, то найдет русло где-нибудь еще», — считает режиссер. Эксперимент спикер сравнил с энергией тока, которая позволяет нам «зажечься», пусть даже иногда это и энергия заблуждения.

Оба гостя рассказали также о своих любимых экспериментах в искусстве. Для Ивоны Блазвик таковой оказалась инсталляция Уолтера де Марии «Земляная комната». Куратор отметила, что эта «скульптура без пьедестала», удивительно спокойный пейзаж посередине города изменил ее парадигму и вдохновил на многие эксперименты, в том числе в галерее Тейт. Для Кирилла Серебренникова таким вдохновляющим примером оказалось творчество бельгийского художника и режиссера, ставящего 24-часовые спектакли, Яна Фабра. «Такое некоммерческое использование времени поражает. Это театр в другом пространственно-временном континууме, иногда с открытой провокативностью. Автор делает то, что считает нужным, но показать это в России, естественно, невозможно», — считает Серебренников.

В оживленной дискуссии эксперты обсудили также вопросы о роли кураторства, взаимосвязи театра и перформанса, понимании языка культуры массовым зрителем и открытости зрителя новому видению искусства.

Просмотры: 2275
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
6
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru