The Art Newspaper Russia
Поиск

Путем интерактива

Посвященный кино- и медиаискусству новый отдел Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина расширяет границы сенсорики.

На летнее время здание на Волхонке, д. 14 (прежде Институт философии РАН, а ранее усадьба Голицыных) станет домом медиаискусства. Гений места имеет здесь самое непосредственное значение. Выставка «Дом впечатлений» посвящена столкновению прошлого и будущего, настоящее которого, представленное в залах музея, уже по логике названия должно быть впечатляющим («впечатление», impression отсылает к импрессионизму). Работы классиков медиаискусства и их последователей обращаются к зрителю через современные средства на уровне оптических, ментальных, тактильных, даже вербальных образов. Сверхчувствительный арт требует едва ли не больших объяснений, чем классический, а потому по музею вполне традиционно водят экскурсии и у каждого экспоната сосредоточенно объясняют специфику авторских ноу-хау.

Концептуальная загруженность разная, диапазон довольно широк: нашлось место феминистской видеодокументации, science art, 3D-объектам, размытым digital-структурам, «потоку сознания» в разных формах, инсталляциям, которые в прямом смысле можно назвать коридорами сознания, очевидных из которых два. В тесном пространстве знаменитого дезориентатора Брюса Наумана зритель удаляется приближаясь: на телеэкранах в конце пути транслируется облик входящего со спины. Творение Ксении Перетрухиной и Дмитрия Власика больше напоминает лабиринт. Пробираясь в потемках сквозь череду стеллажей бывшей философской библиотеки, в нем каждый услышит «шум столетий» — сопровождение невидимых часов.

Заслуживает внимания и сам по себе главный коридор экспозиции. Портреты, вырисовывающиеся штрихами, от цифры к цифре, словно в детских развивающих тетрадях, на самом деле целое социологическое исследование художника Мариано Сардона о главных точках восприятия зрителем других людей.

Не нуждающийся в представлении Билл Виола в перформансе «Отражающий бассейн» — вновь со своей излюбленной стихией, символизм которой (граница бытия — небытия, видимость — реальность) уже не раз использовал в тех же «Трех женщинах», «Пяти ангелах миллениума», «Посланнике». Те, в ком пробудится дух буддийской метафизики, вспомнят о левитациях Сиддхартхи, западники задумаются о визуальном определении безвременья.

Но на самом пике эфемерности балансирует невидимая работа Юрия Календарёва. Она воздействует физически, через звук и вибрации: записанные сердцебиение самого автора, голоса животных и низкие частоты накрывают невидимой, но ощутимой волной. После подобных интерактивных опытов ироничное «Золотое путешествие» французских багетов (оммаж «Золотой легенде» Рене Магритта) знаменитых пионеров видеоарта Штейны и Вуди Васюлка вызывают желание накрыть эти экраны с летающими хлебобулочными накрахмаленной, старательно вышитой бабушкой салфеткой.

На вышедшие не только за рамки экранов, но и за размеры материала многие другие бесспорно впечатляющие арт-интерактивы можно посмотреть до 30 сентября.

Материалы по теме
Просмотры: 1887
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
4
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
9
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
10
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru