The Art Newspaper Russia
Поиск

В борьбе с бедностью умов

В кураторском проекте Алехандро Аравены об архитектурной борьбе с кризисом, дефицитом ресурсов и экологическими опасностями MATREX российского архитектора Бориса Бернаскони обозначает борьбу с банальностью и бедностью умов

На открывшейся в Венеции архитектурной биеннале заявленная куратором Алехандро Аравеной тема «Репортаж с линии фронта» представлена во всей мощи. Начинает ее кураторское «приветствие» в Арсенале: инсталляция в первом же зале сделана из 100 т мусора от предыдущей выставки и буквально заставляет пригнуться от масштаба повисших над головой 14 км алюминиевого крепежного профиля. Все выбранные Аравеной участники, представленные в Арсенале и в основном павильоне в садах Джардини, отвечают на один вопрос: как с помощью архитектуры в условиях глобального кризиса бороться со всевозможными проблемами? Каждый проект рассказывает свою историю, предлагает решение своих задач. Нищета, преступность, необразованность, экологические опасности, дефицит ресурсов, условия ландшафта и даже банальность — во всех работах архитекторов концепция предпочтительнее эстетики. Множество деревянных и гипсовых макетов зданий, районов и целых городов, которые можно преобразовать и улучшить, или же впечатляющих размеров макет реконструированного и обновленного жилого дома, который французское бюро LAN предлагает как альтернативу ненужным новым постройкам, загромождающим пространство, — всё это предложения, которые готовы наконец найти спрос. Это чертежи иранцев в размере 1:1, чтобы строить быстро и дешево, или видеоинсталляция проектов школ на открытом воздухе, или «спасительная» лестница из прессованных опилок, которые и должны спасти Буркина-Фасо от дефицита жилья. Та же цель у колумбийского проекта по использованию бамбуковых каркасов для постройки домов в бедных районах, и проекта декриминализации Южной Африки путем реорганизации городских пространств — жизнь не будет развиваться там, где для нее нет условий, почти все африканские архитекторы разом поддерживают эту мысль. Не обошлось и без домов-пазлов, популярных в Азии, и без размышлений о политике (египтяне перед своим павильоном даже показали эффектный перформанс про бюрократию в архитектуре), и, конечно же, без темы надвигающейся экологической катастрофы.

Из всего многообразия архитектурных проектов, которые вызывают не трепет восхищения, а скорее желание немедля отправиться волонтером строить жилища для нуждающихся, особенно выделяется проект здания MATREX российского архитектора Бориса Бернаскони. Огромный макет многомиллионного проекта выглядит слегка издевательски среди пенопластового или деревянного будущего в макетах других участников, которому, возможно, и сбыться-то не суждено. Однако Алехандро Аравена выбрал его в качестве образца столь же важной борьбы — борьбы с банальностью. На фоне бедствующих или разрушенных городов синяя «матрешка» из Сколково смотрится ярким пятном и выбивается из общего ощущения выставки. Миниатюрные люди-модельки, заполонившие 3,5-метровый макет, очень реалистичны и даже эмоциональны, живут своей жизнью: работают, отдыхают, слушают музыку и наслаждаются шедеврами живописи в музейной спирали. MATREX повествует не о бедности финансовой, но о бедности идейной, с которой он и борется: изобретает новые виды работы с пространством, играет с материалами и подходами, не ограничивается, растет и не боится своих масштабов. MATREX — это многофункциональное пространство, где офисы соседствуют с концертным залом, садом, музеем, ресторанами и прочими местами для отдыха. В нем такое разнообразие занятий, что невозможно застрять в одной эмоции, и в этом тоже борьба с бедностью — с бедностью умов.

Интерес публики к российскому не ограничивался вальяжным проходом мимо — почти каждый вчитывался в описание, листал книгу о здании и фотографировал застывшую жизнь маленьких пластиковых людей внутри. В бюро Bernaskoni продумали все: от визуальных эффектов до звуковых. По яркости впечатлений сравниться с нашей «матрешкой», пожалуй, могли только ирландцы с их видеопроекциями чертежей здания для пансиона страдающих болезнью Альцгеймера. Яркие сменяющиеся проекции, где процесс создания чертежа продолжала идея о том, что происходит в мозге больного человека, сопровождался гипнотическим саундтреком. Правда, длинную программу проекции целиком досматривали не все, да и павильон, скрытый в переходе из одного здания в другой, кто-то пропускал по пути на Северную набережную Арсенала, где расположился грандиозный павильон Италии. В отличие от MATREX, который пропустить было просто невозможно: он стоит прямо в проходе, чуть ли не сразу после вступительного «мусорного зала» Аравены. Нельзя не признать, что на фоне хаотичных строек и архитектурных попыток спасти планету MATREX смотрится хоть и немного из ряда вон, но надежды добавляет.

Материалы по теме
Просмотры: 3302
Популярные материалы
1
Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!
В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик.
02 декабря 2019
2
Арт-группа AES + F учредила грант для молодых российских художников
Победитель конкурса, в жюри которого вошли Марина Абрамович и Джозеф Кошут, примет участие в программе арт-резиденции ISCP в Нью-Йорке.
29 ноября 2019
3
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
4
Антиквары доказали приверженность традициям
В Москве в Гостином Дворе проходит юбилейный, 45-й Российский антикварный салон.
29 ноября 2019
5
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
6
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
7
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
8
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
9
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
10
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru