The Art Newspaper Russia
Поиск

«Это не про прошлое, это про будущее»

ВДНХ в гостях у Венеции. Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции рассказывает о темном прошлом и светлом будущем ВДНХ. Из Венеции – Милена Орлова.


Архитектурная биеннале в отличие от художественной редко поражает красотой и остроумием пластических решений. Здесь нужно долго разбираться в планах, читать экспликации, пытаться представить себе, как выглядят в реальности проекты застроек городов и районов. В этом отношении павильон России V.D.N.H. Urban Fenomenon («ВДНХ — городской феномен»), созданный большой командой во главе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, директором ВДНХ Екатериной Проничевой и комиссаром Семеном Михайловским, выглядит очень выигрышно. Сначала зритель попадает на нижний уровень — и из темноты на него выдвигается нечто многолюдное и золотое. Это большой лайтбокс, в сокращенном виде представляющий гигантский горельеф Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», обнаруженный несколько лет назад при реставрации Центрального павильона ВДНХ. (В период десталинизации этот шедевр был убран с глаз долой.) Пропагандистская сила этого произведения усилена звучащей во всю мощь музыкой Сергея Прокофьева, написанной специально к открытию знаменитых фонтанов. На соседней с Вучетичем стене показывается динамичное видео, повествующее об основных этапах истории ВСХВ-ВДНХ с цифрами и теми самыми планами все расширявшейся территории. 

После такой преамбулы соседний зал, где представлены белоснежные фрагменты декора павильонов выставки, воспринимается как нечто музейное и покойное. По замыслу кураторов, это пространство, названное криптой, служит чем-то вроде средневековых реликвариев, где собраны почитаемые мощи и особо ценные артефакты. Разница только в том, что фигуры доярок, небольшая модель «Рабочего и колхозницы», огромные капители колонн — не подлинники, а копии, исполненные студентами. Из этой затемненной сокровищницы черная винтовая лестница ведет на верхний, основной уровень павильона. Там зрителя встречает уже другая, современная музыка — специально написанная сюита «12 месяцев ВДНХ». Круглый зал ослепляет огромными экранами с постоянно меняющимися картинками нынешних видов выставки: то цветущие тюльпаны, то самый большой в России каток, то обновленные павильоны на центральной аллее. Тем, кто помнит ВДНХ советского времени, эта мультиэкранная инсталляция покажется реинкарнацией знаменитой Круговой кинопанорамы — модного кинотеатра эпохи 60-х. А венчающее купол зала отверстие намекает на прототип всех таких конструкций — римский Пантеон. Правда, вместо открытого неба в нем видно веселое мельтешение декоративных решеток, колосков и прочих узнаваемых мотивов ВДНХ, складывающихся, как в детской трубе-калейдоскопе, в психоделические орнаменты. 

За темными занавесами по бокам от главного зала спрятаны выходы в два других пространства. Одна комната — это кабинет исследователя, архив документов, газетных и журнальных публикаций о ВДНХ. Как уверяют организаторы, это едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства. Помимо полок с томами, которые можно полистать, присев за стол, на стенах — графические композиции молодого художника из Петербурга Алексея Резвого, представляющие архитектурные фантазии на тему ВДНХ, где оживают статуи и по небу бегут драматичные облака. Еще в одном зале — футуристические проекты студентов о будущем выставки и ее возможном функциональном использовании. Не зря первое, что сказала, выступая на открытии павильона, генеральный директор АО «ВДНХ», сокуратор экспозиции Екатерина Проничева: «Это не про прошлое, это про будущее». По ее словам, «ВДНХ всегда была местом, где собирались и демонстрировались лучшие достижения: меняя функциональное наполнение территории, мы сохраняем неизменным основной вектор ее развития. ВДНХ сегодня выбирает контент, стимулирующий интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность аудитории, а также привлекает внимание к природному потенциалу комплекса — здоровой альтернативе торговым центрам и домашнему досугу». 

Смысл огромного панно на стене — чего-то среднего между картой и компьютерной микросхемой — поясняют слова куратора, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: «Уникальный ансамбль сохранен, но не музеефицирован под стеклянным колпаком, а служит материнской платой глобального функционального перепрограммирования. Показывая на биеннале этот процесс, мы хотим привлечь к нему широкое сообщество и поставить вопрос не только о будущем отдельного комплекса, но и о задачах профессии архитектора в XXI веке». Комиссар павильона Семен Михайловский в речи на открытии особо поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина, «без которого эта выставка была бы невозможной».

По словам Сергея Кузнецова, «неокончательная» оценка стоимости проекта — примерно 100 млн руб.

Биеннале открыта до конца ноября.

Материалы по теме
Просмотры: 4844
Популярные материалы
1
Памяти Ивана Тучкова
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, завкафедрой всеобщей истории искусства скоропостижно скончался 22 сентября на 63-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, в котором он рассказал о силе гуманитарного образования.
24 сентября 2018
2
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
3
Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля
Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый.
24 сентября 2018
4
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
5
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
6
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
7
В фонде IN ARTIBUS покажут итальянскую графику XVI–XVIII веков
Выставка «От bozzetto до capriccio» представит редкие наброски и этюды из собрания Инны Баженовой, в том числе эскиз Тьеполо, связанный с картиной «Время, открывающее Истину» из палаццо Кьерикати в Виченце.
21 сентября 2018
8
Лицом к Востоку: чем удивит viennacontemporary в этот раз
Ярмарка viennacontemporary (27–30 сентября) приготовила армянское искусство, новую кураторскую секцию и традиционно сильную подборку галерей из Восточной Европы. Есть среди них и российские.
21 сентября 2018
9
Ретроспектива Лотте Лазерштайн открылась во Франкфурте
Музей Штеделя, где представлено 50 произведений Лазерштайн лучшего ее периода 1920–1930-х годов, недавно приобрел большую часть наследия художницы.
19 сентября 2018
10
В Центре имени Грабаря дотянулись до «небес»
На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря показывают отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что расположена в деревне Хвалинская на территории Кенозерского национального парка.
24 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru