18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Это не про прошлое, это про будущее»

ВДНХ в гостях у Венеции. Павильон России на Архитектурной биеннале в Венеции рассказывает о темном прошлом и светлом будущем ВДНХ. Из Венеции – Милена Орлова.


Архитектурная биеннале в отличие от художественной редко поражает красотой и остроумием пластических решений. Здесь нужно долго разбираться в планах, читать экспликации, пытаться представить себе, как выглядят в реальности проекты застроек городов и районов. В этом отношении павильон России V.D.N.H. Urban Fenomenon («ВДНХ — городской феномен»), созданный большой командой во главе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, директором ВДНХ Екатериной Проничевой и комиссаром Семеном Михайловским, выглядит очень выигрышно. Сначала зритель попадает на нижний уровень — и из темноты на него выдвигается нечто многолюдное и золотое. Это большой лайтбокс, в сокращенном виде представляющий гигантский горельеф Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», обнаруженный несколько лет назад при реставрации Центрального павильона ВДНХ. (В период десталинизации этот шедевр был убран с глаз долой.) Пропагандистская сила этого произведения усилена звучащей во всю мощь музыкой Сергея Прокофьева, написанной специально к открытию знаменитых фонтанов. На соседней с Вучетичем стене показывается динамичное видео, повествующее об основных этапах истории ВСХВ-ВДНХ с цифрами и теми самыми планами все расширявшейся территории. 

После такой преамбулы соседний зал, где представлены белоснежные фрагменты декора павильонов выставки, воспринимается как нечто музейное и покойное. По замыслу кураторов, это пространство, названное криптой, служит чем-то вроде средневековых реликвариев, где собраны почитаемые мощи и особо ценные артефакты. Разница только в том, что фигуры доярок, небольшая модель «Рабочего и колхозницы», огромные капители колонн — не подлинники, а копии, исполненные студентами. Из этой затемненной сокровищницы черная винтовая лестница ведет на верхний, основной уровень павильона. Там зрителя встречает уже другая, современная музыка — специально написанная сюита «12 месяцев ВДНХ». Круглый зал ослепляет огромными экранами с постоянно меняющимися картинками нынешних видов выставки: то цветущие тюльпаны, то самый большой в России каток, то обновленные павильоны на центральной аллее. Тем, кто помнит ВДНХ советского времени, эта мультиэкранная инсталляция покажется реинкарнацией знаменитой Круговой кинопанорамы — модного кинотеатра эпохи 60-х. А венчающее купол зала отверстие намекает на прототип всех таких конструкций — римский Пантеон. Правда, вместо открытого неба в нем видно веселое мельтешение декоративных решеток, колосков и прочих узнаваемых мотивов ВДНХ, складывающихся, как в детской трубе-калейдоскопе, в психоделические орнаменты. 

За темными занавесами по бокам от главного зала спрятаны выходы в два других пространства. Одна комната — это кабинет исследователя, архив документов, газетных и журнальных публикаций о ВДНХ. Как уверяют организаторы, это едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства. Помимо полок с томами, которые можно полистать, присев за стол, на стенах — графические композиции молодого художника из Петербурга Алексея Резвого, представляющие архитектурные фантазии на тему ВДНХ, где оживают статуи и по небу бегут драматичные облака. Еще в одном зале — футуристические проекты студентов о будущем выставки и ее возможном функциональном использовании. Не зря первое, что сказала, выступая на открытии павильона, генеральный директор АО «ВДНХ», сокуратор экспозиции Екатерина Проничева: «Это не про прошлое, это про будущее». По ее словам, «ВДНХ всегда была местом, где собирались и демонстрировались лучшие достижения: меняя функциональное наполнение территории, мы сохраняем неизменным основной вектор ее развития. ВДНХ сегодня выбирает контент, стимулирующий интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность аудитории, а также привлекает внимание к природному потенциалу комплекса — здоровой альтернативе торговым центрам и домашнему досугу». 

Смысл огромного панно на стене — чего-то среднего между картой и компьютерной микросхемой — поясняют слова куратора, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: «Уникальный ансамбль сохранен, но не музеефицирован под стеклянным колпаком, а служит материнской платой глобального функционального перепрограммирования. Показывая на биеннале этот процесс, мы хотим привлечь к нему широкое сообщество и поставить вопрос не только о будущем отдельного комплекса, но и о задачах профессии архитектора в XXI веке». Комиссар павильона Семен Михайловский в речи на открытии особо поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина, «без которого эта выставка была бы невозможной».

По словам Сергея Кузнецова, «неокончательная» оценка стоимости проекта — примерно 100 млн руб.

Биеннале открыта до конца ноября.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+