The Art Newspaper Russia
Поиск

Южный поток медиаискусства

Московский Центр современного искусства МАРС открыл филиал в Абрау-Дюрсо

МАРС интенсивно двинулся из Москвы в другие города. Уже работает филиал центра в Санкт-Петербурге, выставка в Гонконге грозит превратиться в постоянное представительство. Галерея МАРС в Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае сразу создана как постоянная. Ею разработана не только выставочная, но и образовательная программа для посетителей. Она наверняка понадобится, хотя глава центра МАРС Сергей Демчев считает, что специально объяснять цифровое искусство нашим современникам не требуется, оно понятно интуитивно: «Мультимедийный жанр — это антропологический след нашего поколения, ведь гаджеты стали частью нашей жизни». И правда, многие мгновенно понимают, где надо надеть 3D-очки и шлемы, где «внедриться» в медиаинсталляцию и воздействовать на нее. Но есть и те, кому требуются разъяснения.

Для открытия выбрали несколько международных проектов. Группа из Детройта Cuppetelli and Mendoza требует от зрителей активного действия, иначе инсталляция из эластичных струн, залитых видеопроекцией, останется неподвижной, причем до струн надо дотрагиваться физически. А Quantum Space российской группы Kuflex, наоборот, развоплощает зрителя до потока фотонов, до разноцветных цветных брызг, которые можно посылать во все стороны. Участвовавшая во многих фестивалях по всему миру группа Nonotak делает свет не только зримым, но и слышимым: тревожная инсталляция Convergens — это вспыхивающие в сложном ритме светодиодные лампы, дополненные звуками, гудением и потрескиванием, ассоциирующимися с электричеством. Tundra — первая российская команда, которая стала специализироваться именно на аудиовизуальном искусстве и уже заработала международный статус. На открытии МАРС в Абрау-Дюрсо они вживую управляли созданным ими пространством «Черного шума», куда зритель может погрузиться, надев специальные очки, чтобы бродить по виртуальному геометрическому миру.

Примечательно, что под галерею переоборудовали пространство неиспользуемых цехов завода шампанских вин, в самом старом здании комплекса, которому более 100 лет. «Здесь было много следов производства, старые лампы и коммуникации, — говорит архитектор проекта Наталья Масталерж, партнер бюро Nowadays office — но мы оставили все как есть. Мы решили действовать методом максимального невмешательства». Для инсталляций, требующих «черных комнат», сделаны боксы из радужного металла, налит новый пол, не касающийся стен из местного натурального камня, аккуратно спрятана подсветка.

Элементы навигации, начиная с названия выставки, «Light Line», и названий проектов, тоже кажутся произведениями современного искусства, ими занималось Музейно-выставочное объединение «Манеж». «Мы развиваем свои площадки сами, — рассказывает Петр Толпин, глава отдела развития «Манежа», — и работаем с другими государственными институциями, но частная организация обратилась к нам впервые». Сотрудничество оказалось успешным, и его планируют продолжить в московском МАРС.

В целом выставка почти идеальный пример партнерства. Для Абрау-Дюрсо этот проект важен, поскольку привлекает внимание к курорту, центру семейного туризма. «Строительство совместного арт-пространства было осуществлено в рекордные сроки, всего за три месяца, и стоило десятки миллионов рублей», — отмечает Павел Титов, президент ПАО «Абрау-Дюрсо». А МАРС получит тысячи зрителей, для многих из которых это будет первым опытом контакта с современным искусством.

Просмотры: 2654
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru