18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитекторы проектируют будущее в Роттердаме

До начала июля в Роттердаме проходит 7-я архитектурная биеннале IABR — международный двухмесячный интеллектуальный марафон, где ведущие теоретики и практики архитектуры обсуждают глобальные проблемы урбанистики и ее роль в развитии человечества. Нынешний выпуск биеннале имеет девиз Next Economy, то есть «Будущая экономика», который был предложен куратором Мартеном Хаером, ведущим голландским экспертом в области окружающей среды, профессором урбанистики Утрехтского университета.

Биеннале, задуманная в 2001 году Аароном Бетски, одним из главных архитектурных теоретиков современности, позиционируется как событие для профессионалов, однако любой желающий, купив билет, может включиться в дискуссии и вникнуть в представленные 60 участниками из разных стран проекты. И, что важно, «на натуре» познакомиться с новинками современной архитектуры в самом городе.

Роттердамскую биеннале часто аттестуют как антипод Архитектурной биеннале в Венеции, все более тяготеющей к зрелищности, к эффектным инсталляциям. В самом деле, IABR очень компактна, вся экспозиция располагается в здании бывших кофейных складов, напоминающем о колониальном прошлом Голландии. Но, в отличие от Венеции, города-памятника, Роттердам сам по себе может служить первоклассным наглядным пособием, выставкой достижений современной архитектуры.

Само имя «Роттердам» заключает намек на инженерное сооружение — дамбу на реке Роттер, притоке Мааса, возведенную еще в 1270 году. Во Вторую мировую войну 14 мая 1940 года на центр города немецкими бомбардировщиками было сброшено почти 100 т бомб, и от исторической застройки сохранились лишь фрагменты. Об этой трагедии напоминает знаменитый памятник 1951 года «Разрушенный город» Осипа Цадкина. Вообще в Роттердаме множество выдающейся городской скульптуры — от «Шагающего человека» Огюста Родена, работ Александра Архипенко, Наума Габо и мозаик Пабло Пикассо до отлитого в бронзе символа консюмеризма, гигантского «Санта-Клауса» (2001) американца Пола Маккарти.

В городе есть и свой музейный квартал, ныне переживающий очередную реконструкцию. Его ядро — один из старейших в Голландии Художественный музей Бойманса — ван Бенингена, основанный в 1849 году. Помимо отличной коллекции старых мастеров, музей не стесняется выставлять и свои ошибки (купленную когда-то под видом Яна Вермеера всемирно знаменитую подделку Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе»), и активно работает с современным искусством. Так, в одном из залов со старой живописью поселился силиконовый человечек Маурицио Каттелана.

Рядом с музеем — специализирующийся на моде и дизайне Новый институт, в состав которого входит и чисто архитектурный экспонат — модернистская вилла-музей «Дом Сонневельда» (1933), сохранившая аутентичную планировку и обстановку нидерландского функционализма, вплоть до штор и посуды.

Из примечательных построек самого последнего времени нельзя не упомянуть новый железнодорожный вокзал (2014); его металлическая крыша, оснащенная солнечными батареями, экспрессивным блестящим клином направлена в центр города. Вокзал может похвастать гигантским 40-метровым экраном для видео и гордится дизайном масштабнейшего паркинга, рассчитанного на 5,2 тыс. велосипедов. «Новой Сикстинской капеллой» в гидах беззастенчиво называют здание городского рынка (2014) архитекторов из MVRDV. В цилиндрической кровле рынка в форме подковы размещены жилые квартиры. Но главное чудо этого сооружения — занимающие около 10 тыс. кв. м «росписи» свода, выполненные в современной цифровой технологии. Художник Арно Кунен вместе с командой дизайнеров придал старинному сюжету «Рога изобилия» невиданный масштаб и пугающую натуралистичность: на головы ошарашенных покупателей будто валятся с неба циклопические фрукты, цветы и прочая снедь.

Район Од-Зюйд, где расположена экспозиция биеннале, также достоин изучения как пример современного ансамбля, выстроенного самыми звездными архитекторами. Стрелка, выходящая в широкое устье Мааса, образованная прорытым в XIX веке каналом и самой рекой, где традиционно располагался терминал для круизных океанских лайнеров, сочетает фрагменты старой застройки, новейшие небоскребы, футуристическую станцию метро, киноконцертный зал и ставший знаковым для Роттердама вантовый мост Эразм (1996), названный в честь Эразма Роттердамского (за необычный изгиб белой вертикали его также прозвали Лебедем). Рядом — «падающая» башня (2000) Ренцо Пьяно, «подпертая», как забор в деревне, металлической палкой. Любопытно, что наклон этого офисного здания, один из фасадов которого превращен в огромный экран, в точности повторяет наклон Пизанской башни — шесть градусов. В двух шагах от него находится Мировой портовый центр (2000) — пассажирский терминал авторства сэра Нормана Фостера. Но первую скрипку во всех смыслах тут играет Рем Колхас, один из главных архитекторов Голландии и всего мира. По его проекту построен целый «вертикальный город» — тройной небоскреб «Де Роттердам» (2013), названный в честь океанского судна, курсировавшего в Нью-Йорк. Вишенкой в этом ансамбле служит инсталляция Джеффа Уолла «Склад потерянного багажа» (2001), действительно представляющая собой отлитые в металле чемоданы и баулы.

Неудивительно, что в программе биеннале по выходным предлагаются экскурсии по этому району и бывшему злачному портовому местечку Каттендрехт, связанному с ним оригинальным пешеходным мостом, где находится сама экспозиция. И что интересно, с участием местных жителей. Более того, некоторые базирующиеся в Роттердаме архитекторы готовы даже разделить с посетителями биеннале свой кров и постель, за умеренную плату — эта опция носит название «Проснуться в архитектуре». Таким образом, компенсируется аскетизм самой выставки, напоминающей большую бильярдную, где расставлены столы с низко нависающими над ними лампами. А на столах — собственно проекты, макеты, графики. Тут и виллы в Шанхае, и карта мест произрастания и производства вегетарианской еды, и проект по превращению городских трущоб в оазисы с лозунгами «Вдохни свежий запах цветов в секретном саду!», «Тишина и покой вместо жары, шума кондиционеров и вони помоек». Зона, где обсуждаются альтернативные источники энергии, осенена лопастями настоящей ветряной мельницы. Прогнозы увеличения числа поклонников здорового образа жизни проиллюстрированы игрушечным настольным футболом.

Притом что программа лекций, обсуждения и сами проекты касаются глобальных тем: например, как создать правильные пространства для приема беженцев из неблагополучных стран «Дом вдали от дома», что делать с Африкой, каков потенциал Северного моря, — организаторы не забывают и о конкретном человеческом измерении архитектуры. Так, среди мероприятий запланирована целая серия выступлений в жанре «поделитесь личным опытом». И там можно обнаружить довольно экзотические истории. Например, молодой архитектор и по совместительству циркачка расскажет, чем цирк может помочь комфортной городской среде и почему трапеция на главной площади — это не нонсенс. Интригующе выглядит и лекция «киосколога» — есть такая наука! — о роли киосков, палаток и лотков в современной городской жизни, об их «анархистской эстетике» и многих других нюансах, связанных с этой малой формой. Желающих проникнуться идеями на практике приглашают на велосипедную экскурсию по киоскам Роттердама.

Все подробности можно узнать на сайте роттердамской биеннале архитектуры IABR.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+